Monday 15 April 2013

О происхождении казачества (RUS)


http://nasemivetrah.forum24.ru/?1-12-0-00000002-000-0-0-1351362071

О происхождении казачества

В наши дни проводится попытка возрождения казачества, из-за чего резко повысился интерес к истории его возникновения. Если ранее этот вопрос занимал умы профессиональных историков, проявляли понятную заинтересованность потомки казаков, то ныне к этому активно подключились желающие доказать украинское происхождение казачества. Ревнители национальной исключительности, применяя неприемлемые наукой подходы в «исследовании» этнической истории, желают притянуть этот вопрос к идеологии радикального национализма и сделать запорожцев символом гуманитарной политики украинизации всего населения страны, доводя надуманный тезис происхождения всего казачества от днепровских порогов. А.Козлов считает экстремизмом стремление возродить казачество как этнос. Академик П.Толочко считает, что выявить предка или предков этноса практически невозможно и не только украинцев, но и всех славян вообще. Он пишет, что такие вызывающие удивление поиски сводятся к «элементарному биологизму, последовательному воспроизводству в течение многих тысячелетий новых популяций одного и того же этноса». 
Привязывание происхождения казаков к украинцам не выдерживает никакакой критики, поскольку казаки упоминаются намного раньше, чем появился украинский этнос. 
Казаки упоминаются в хрониках IX века, а появились, возможно, ещё раньше. Название каза́ки (раньше и «козаки», родственно казахи) по одной из версий происходит из тюркского языка и означает «вольный человек». По другой версии означает лёгкую конницу в татаро-монгольской орде. 
Только в XV-XVI веках одновременно на Руси и в Польше в достоверных источниках появляется слово «Украина». О происхождении его много спорят. Но скорее всего оно произошло от польского «окрайна» и применялось как обозначение восточной окраины Жечи Посполитой. Отсюда и украинцы. До XVI-XVII веков знали Юго-Западную Русь, называя её ещё и Южной Русью, Малой Русью, Киевщиной. В XV-XVII веках современники очень чётко разделяли Юго-Западную Русь (будущую Украину), Волынь и Галицию. 
Авторитетный историк П.Толочко пишет: «В Украине принято гордиться казаками, имея в виду запорожцев, хотя казаки были не только на Сечи. Классический образ казака – это человек с бритой головой и чубом – «оселедцем», висячими усами, в вышитой сорочке, шароварах и с кривой саблей. Немногие из нас отдают себе отчёт, что это образ типичного кочевника. Объясняется это просто – влиянием монголо-татар». 
В народном эпосе казак получил имя – Мамай. Мамаи - каменные идолы, «бабы» на курганах, и сами мумии в захоронениях. В большинстве – это половецкие изваяния воинов и беременных женщин. На дошедшей до нас картине изображён легендарный казак Мамай с седыми усами и чубом-осэлэдцэм, закрученным за ухо. Под картиной написан маслом текст, орфография которого говорила о давности картины, а смешение русского и украинского языков свидетельствовало о том, что писалась она на Кубани. Прообраз ее, по-видимому, был принесен на Кубань первопереселенцами из ликвидированной Запорожской сечи. 
Желающие выяснить вопрос о возникновении казачества наталкиваются на множество разноречивых и взаимоисключающих версий. Значительное число историков сходятся в признании казаков восточнославянским субэтносом, появившимся в XIV веке на Дону и Днепре, но есть и другие мнения. Немало серьёзных историков сходятся в том, что в рядах казаков в XIV веке были христиане различных конфессий, мусульмане и язычники. Они считают, что именно на Дону то время была создана основа Донского казачества. 
Сейчас в исторической литературе имеются две основные теории происхождения казачества. Согласно первой, казачество, как особую организацию, создали к середине XVI века бежавшие в Дикое Поле от феодальной эксплуатации холопы и крестьяне из русских земель. И росло оно численно пополнением, в основном, из Центра и Запада России. При этом по происхождению казачество ими относится к русскому или украинскому этносу. В советское время эта версия была принята, как основная и в таком виде воспринимается большей частью общественности, но только не в среде казачества. 
По другой версии, казачество считается военным сословием в составе России. Первоначальной его родиной считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, далее резко на юг до Днепра по черте Путивля и Переяслава. В 16 веке городовые казаки и рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»). С этим не согласно само казачество, полагающее свои корни более древними. 
И.Я.Куценко считает казачество своеобразной и «самобытной народной демократией, <…> превратившейся в служилое сословие». 
Сторонники казачьего особого этноса не верят в происхождение казаков от русского и украинского народов, настаивая на их своеобразной национальной и культурно-бытовой ментальности. Они называют казаков отдельной национальностью, ведущую свою историю с начала нашей эры от смешения меото-славянских, аланских, туранских, скифских и иных племен. В.П.Трут признаёт характеристику казачества, как этноса (народа) и самостоятельной этнической группой, оправданной. П.Н. Лукичев и А.П. Скорик поддерживают тезис этнической самостоятельности казачества. Р.Г. Тикиджьян уточняет, что «в конце XIV - первой половине XVI веков на территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе». Б.Е. Фролов также уверен в полиэтничности происхождения казачества. 
Л.М.Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. А вот О.В. Матвеев уверен, что «при решении проблемы необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования». 
Епископ Георгий Кониский в XIX веке о хазарах писал: «Воины сии переименованы от царя греческого Константина Мономаха из козар – казаками, и такое название у них осталось». Высказывается мнение, что хазары и есть предки низовских донских и запорожских казаков. В.Григорьев пишет: «Необыкновенным явлением был в средние века народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную, цветущую торговлю и постоянное войско. …Держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и, гонимые за веру, стекались в неё отовсюду. Как яркий пример блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла, не оставив никаких следов своего существования». 
Куда подевались потомки кочевавших в Приазовье половцев, печенегов, хазар и черкесов? Они никуда не исчезли, их потомки живут здесь. Как со временем города изменяли названия, так же и они изменяли название своего этноса или ассимилировались среди других народов. Грабянка и Ригельман также возводили происхождение казаков из хазар. Между прочим, во время последней переписи часть сегодняшних запорожцев, считающих себя потомственными казаками, потребовали записать их «хазарами». 
Есть версия Яна Потоцкого, считающего казаков потомками косогов, поселенных князем Мстиславом Владимировичем на Черниговских землях в XI веке. Татищев уверен, что у русских казаки назывались черкасами по названию египетского города Черказ, переселенцы из которого на Кавказе стали называться «косогами». У Геродота есть упоминание о черкасах, относящееся к XIV веку. Он писал, что «род князей их, пришедших из Египта, где был град Чиркас, или Циркас...». Этот род поселился на Кубани и исповедовал христианскую веру. «...черкесы язык славянский имеют, весьма неправо, но паче татарский с египетским смешан, так что и татара без довольного искусства разуметь не могут, но, мню, он черкас Малой Руси разумеет. Оные прежде из кабардинских черкес в 14-м в княжестве Курском, под властию татар собравши множества сброда, слободы населили и воровством промышляли, и для многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотря польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаки превратили, гетмана или атамана избрав, все черкесы именовались. При царе Иоане II-м, на Дон с князем Вешневецким перешед, град Черкаской построил...» Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на Кавказе) с латинским словом hirkus – козел. 
Кромер и М.М.Щербатов усматривали в казаках половецких потомков. Вольтер в «Истории Карла XII» - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б.Броневский - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков. 
Есть «монгольская» версия. По ней казачество обязано своим возникновением «живой дани» - людьми, поставляемыми из русских княжеств в орду для пополнения монгольских войск. Монголы терпимо относились к сохранению своих религий людьми, входившими в их войсковые подразделения. Что позволило казакам (лёгкой коннице) сохранить свою самобытность и войсковую организацию после развала монгольского государства, оставшись в полной независимости. 
Имеется немало доказательств наличия казаков в монгольском войске. Это признаёт и Еременко: «Казак - слово нерусское. Оно пришло к нам от степных кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли восточных славян.<…> Со временем степные кос-саки стали завязывать дружеские знакомства с похожими на них конными витязями славян, даже родниться с ними, также называя их коссаками. Ханская Золотая Орда в течение многих последующих лет специально формировала такие же летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей, называя их казаками <…> Перелом в настроении казаков-рабов произошел в ходе Куликовской битвы. Они в решающий момент<…> отвернули в сторону, а после поражения Мамая всем кошем перешли на сторону победителей. По соглашению с Дмитрием Донским, казаки так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ славянской Руси». 
А.А. Гордеев в «История казаков» также производит казачество от взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси «дани кровью» - «тамги». Забираемые в Орду, русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков - монголов и половцев. С.Д. Охлябинин считает, что бессемейные казаки - авангардные отряды монголо-татарских войск находились на службе у татарских баскаков, взимавших дань с русских земель, а спустя столетие, вместе с хозяевами, перешли на службу русским князьям, став особым родом войск. Полевой, поддерживая Еременко восклицал: «Какое сильное влияние Востока оказывается <…>. в вольных ордах донских и уральских казаков! Сравните с малороссийскими, где преимуществовали Запад и Польша». 
По мнению Р.Скрынникова, казачество возникло от смешения жителей татарских станиц с русскими переселенцами. И.Яковенко убежден, что казачество возникло из слияния половцев (большая часть) с русскими. Эту версию он обосновывает антропологическими и этнографическими особенностями казаков, подтверждащими их происхождение от степняков. 
Выясняя вопрос казачьего этногенеза, ещё в XVII веке поляки Пясецкий и Коховский, объявили, что казаками (или козаками) назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы. 
Поляк М.Бельский, племянник первого старшины в казацком войске в начале XVI века, говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. Взгляд Бельского на казачество как на класс рыцарей разделял и француз Боплан, около 20 лет пробывший на Украине, и украинский летописец Самоил Величко. 
Мещанами считал казаков Н.И.Костомаров, ходивших сначала на юг на промыслы, а потом вынужденных вооружаться и обратиться к военному образу жизни. От княжеских дружин видят происхождение казачества Карпов и Тумасов, а П.В. Голубовский - от бродников, освоивших степи еще в домонгольские времена (XI - XII вв.). 
Интересна точка зрения В.Б.Антоновича и Ф.А.Щербины, увидевших связь в происхождении казачества с древнерусскими вечевыми общинами. «Несомненно, что казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя, разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков...» 
А.С.Пушкин и М.К.Любавский считали казачество самобытной частью русского народа: «Казаки - не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей». А.П.Певнев называет казаков потомками мещерских и рязанских стражников, оборонявших русские поселения от набегов Золотой Орды. 
Е.П.Савельев полагает казаков исконными обитателями Приазовья, Причерноморья, Дона и Нижнего Днепра. По его мнению «остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам - своим соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым ядром, около которого копились русские беглецы». 
Есть и версия германских нацистов, считавших казаков германской народностью, потомками готов. Основанием послужило то, что среди мамаев - каменных «баб» и мумий в приазовских и кубанских захоронениях встречались арийские - самые древнейшие. Гитлер создал 1-я казачью кавалерийскую дивизию СС «Rona», развернутую в январе 1945 в 15-й казачий кавалерийский СС-корпус. Казачьи эсэсовские войска считались полноправными, в отличие от других неарийских дивизий. 
Существовали следующие казачьи войска: Амурское, Астраханское, Башкирское, Бугское, Войско буткальских казаков, Войско Запорожское Низовое, Войско Запорожское Реестровое, Войско Кубанское Игнатово, Кавказское, Волжское, Гребенское, Греческое (Албанское), Донское, Дунайское (Новороссийское), Екатеринославское (Вознесенское),Енисейское, Забайкальское, Крымское татарское, Кубанское, Ногайское, Оренбургское, Семиреченское, Ставропольское калмыцкое, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское, Усть-Дунайское Буджакское, Черноморское. 
Казачество, несомненно, сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса, но первое упоминание об украинских казаках появляется лишь в польских хрониках и относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков. Хотя в реальности казачество известно на Украине гораздо раньше под именем севрюки. 
По Л.Н.Гумилеву запорожские и слободские казаки произошли от крещеных половцев, а терские казаки от хазар-христиан. Он называл низовских казаков предками бродников. Бродники - народ русско-хазарского происхождения, которому золотоордынские ханы за оказанную им помощь оставили спокойно жить в долинах Дона и Терека. С XVI века потомки бродников называются тюркским словом - казаки. 
И.М.Каманин писал, что казачество - это «исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории». 
Говоря о запорожцах, нужно обязательно отметить, что они первоначально к России отношения не имели, как донские казаки. Запорожцы были связаны с Польшей, а затем России не удалось их полностью подчинить. Образование Запорожской сечи путём объединения разрозненных казачьих организаций прлизошло примерно в 1530-х Запорожские казаки несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Польское правительство заносило их в специальные списки — реестры. Среди реестровых было немало оседлых, семейных, «городовых» казаков, проживавших в районе Канева и Киева. За днепровскими порогами жили низовские - «военные». 
Упразднение Сечи Екатериной II произошло по таким причинам. После овладения Россией Крымом и Причерноморьем рубежи государства были отодвинуты далеко на юг от ранее пограничного Запорожья. Казаки, как «люди пограничья», остались не у дел и стали досаждать грабежами своему населению, которое многократно обращалось за защитой к российским властям. Сечевикам было предложено перекочевать на Кубань для защиты от горячего Северного Кавказа. Не пожелавшие переселиться сильно не пострадали. Из-за того, что Б.Хмельницкий не составил обещанный царю реестр, почти всё население Малой Руси оказалось как бы наделённым «казацкими вольностями». Выдавая казакам жалованье, по причине отсутствия реестра, старшины получили возможность злоупотреблять финансами и богатеть. После изгнания поляков старшины завладели их землями, мельницами и винокурнями. 
У малороссийских крупных вельмож возникли проблемы с получением дворянского звания. Родовая знать, вошедших в Российскую империю народов (грузины, армяне, валахи и др.) автоматически приравнивалась в своих титулах к соответствующим титулам российской аристократии. Известный исследователь украинофильства XIX века Царедавенко признавал, что тогда завели открытую торговлю дворянскими правами и дипломами. «Дворянство» позволило «казацкие вольности» превратить в личные «крепостные права» казацкой старшины на остальную часть малороссийского населения. Профессор Линниченко в открытом письме профессору Грушевскому писал: «Вас стараются убедить, что крепостническая Москва закрепостила вольное население Малороссии… …старшина давно, ещё до Екатерины, закрепостила крестьян». 
Самобытность казаков говорит о них как об особой этносословной группе населения. Казаки никогда не признавали себя беглыми мужиками или украинцами. А беглые крестьяне, пополнявшие казачество, не признавалиськазаками себе равными. 
Каждая из приведенных версий, говоря о своеобразии казачества, и близко не позволяет принять надуманные версии об «украинскости» происхождения казачества и, тем более, о родственно-потомственных связях запорожцев с украинскими нациолистами – уроженцами Галичины. 

No comments:

Post a Comment