Wednesday, 5 March 2014

Возвращение казаков Задунайской сечи в пределы России (RUS)


"Бог простит вас,родина простила вас,и я прощаю."
«Бог простит вам, родина простила вас, и я прощаю»
«Бог простит вам, родина простила вас, и я прощаю»«Бог простит вам, родина простила вас, и я прощаю»
«Бог простит вам, родина простила вас, и я прощаю»Приближалась русско-турецкая война 1828-1829 годов. Это проявлялось в отдельных военных действиях Турции и Египта против восставших греков-христиан Южной Греции, города Миссолунги, полуострова Пелопонесс.
Возникшая угроза заставила Россию, Англию и Францию объеди­нить флоты и в Наваринском сражении нанести поражение турец­кому флоту. Учитывая возникшую политическую обстановку и го­товясь к объявлению Турции войны, правительство России в 1828 году начало формирование своей тайной внешней агентуры для получения сведений из Австрии, княжеств Молдавии и Валахии.
Для организации этой деятельности в нашем регионе решением генерал-адъютанта Кисилева был назначен С. А. Тучков. Возглавляемое им подразделе­ние было прикомандировано к главной квартире 2-й армии в городе Измаиле -Тучкове. Одним из пунктов его обязан­ностей была подготовка мероприятий по переселению Задунайских запорожцев и Некрасовских казаков из турецких вла­дений правобережного Дуная в пределы России. Были установлены скрытые почтовые каналы, по которым велись переговоры с казаками, тем самым пре­следовалась цель лишить армию Турции двух боеспособных единиц.
Скрупулезный труд, вложенный в ведение тайных переговоров с бывшим атаманом Задунайской сечи Осипом Михайловичем Гладким, дал положительный результат. 9 мая 1828 года казаки, оставив большую часть пожитков в сечи, вооружив 42 лодки пушками малого калибра, пройдя Килий-ским гирлом Дуная, прибыли в Измаил, где были помещены в карантин для проведения обсервации.

В подготовленном С. А. Тучковым донесе­нии генерал-адъютанту Киселеву от 12 мая 1828 года говорилось следующее: «Сечь с давних пор во владении Турецком существо­вавшая, приклоняясь под власть Государя Императора, совершенно там уничтожилась. Но и прежние кошевые, оба писаря, все атаманы, есаулы с двумя бунчуками, тремя знаменами, со всей церковной утварью, с двумя священниками, с султанскими при­вилегиями и дарованными грамотами, с войсковой канцелярией, с тысячью человек казаков прибыли в наши границы. Кошевой Иосиф Гладкий, имеющий достоинство двух-бунчужного паши, с 10 человек атаманов с двумя бунчуками, тремя знаменами, нахо­дится в здешнем Измаильском карантине, а прочие неподалеку от Килии на лодках, а завтра или после завтра прибудут сюда». За личное усердие и заботу при переселении подразделений Задунайской сечи из турец­ких территорий 12 мая 1828 года С. А. Тучков был награжден орденом Святого Владимира второй степени, большого креста.
Интенсивность проводимых курьерской фельдъегерьской службой мероприятий дала возможность вовремя вручить донесе­ние Тучкова императору, находящемуся под осажденным русскими войсками городом Браилов. Проводив императрицу из Бендер в Одессу, Николай I уже 18 мая был в Измаиле -Тучкове.  депутация запорожских каза­ков, вышедших из-за Дуная в количестве 17 куренных атаманов, возглавляемая кошевым атаманом И. Гладким,  19 мая была принята импера­тором. Представление их происходило на берегу Дуная, на месте, где была размещена портовая часовня Св. Николая. При этом все они были одеты в национальную одежду. Шапки из овечьих шкур с цветным верхом, в жупанах с четырьмя рукавами, в цветных шароварах, кожаных сапогах. Увидев импе­ратора, запорожцы встали на колени и, кре­стясь, читали молитвы о прощении за измену. Николай I приказал им встать и построится в линию. Атаман Гладкой приблизился к мо­нарху и сложил у его ног атаманскую булаву, бунчуки, знамена, шашку, шапку, грамоты турецкого султана и немецкого короля, при этом он просил про-щения за всех запо­рожцев и пожелания о принятии на русскую службу. Император ласково сказал при этом знаменательные слова: «Бог прощает, отчиз­на прощает, и я прощаю». После милостивых слов, высказанных царем, казаки обнажили сабли и торжественно поклялись служить своей родине.
Мероприятия по встрече казаков на этом не закончились. 20 мая казаки повторно были приняты императором. Разговор шел доброжелательный и благосклонный. Гладкому была вручена золотая медаль на Андреевской ленте. А указом от 21 мая 1828 года Гладкому было присвоено армейское звание подполковник с назначением на должность начальника Отдельного Запо­рожского войска.
Вручение ордена Святого Владимира 2-й степени С. А. Тучкову состоялось 22 мая лич­но Императором Николаем I в Измаильской городской управе. К ордену прилагалась грамота следующего содержания: «Божьей милостью Мы Николай I Император и Са­модержец Всероссийский и проч. нашему генерал-майору Тучкову 2-му. Усердие Ваше и рвение к службе и в особенности старания и попечение Ваше при переселении остатков Запорожской сечи из Турецких владений в наши пределы обратили на вас особенно ваше внимание. В ознаменование сего жалу­ем Вас кавалером ордена Святого Равноапо­стольного князя Владимира второй степени, большого креста. Знаки коего при сем препровождая повелеваем Вам возложить на себя и носить на себе по установлению, пребывая к Вам благосклонным Николай I. В Тучкове, мая 22 дня 1828 года».
Хранилась грамота при Измаильской го­родской управе. В это время российскими войсками проводились мероприятия по поиску места для переправы через Дунай. Гладкий пообещал императору показать нужное место. Им оказалось место на берегу Дуная напротив Исакчи, к которому через плавни шла старая дамба, припрятанная сре­ди густого камыша и крон деревьев. Сейчас недалеко от этого места расположено село Новосельское Ренийского района (по старо­му - село Сатуново), и возведен памятник. Турки здесь русских не ожидали, поэтому на берегу здесь фортификационных сооруже­ний построено не было.
Для разведки расположения турецких во­йск под покровом темноты запорожцы были направлены на сопредельную территорию. Усиленное подразделение армейской раз­ведки турецких войсковых соединений от Дуная до Исакчи не обнаружило. Ночью 27 мая 1828 года русские войска начали переправляться через Дунай. В состав во­йск были включены и запорожские казаки. 42 их чайки, укомплектованные командным составом, были привлечены для переправы сил и средств российских войск на противо­положный берег.
На одной из лодок, где капитаном был Ио­сиф Гладкий, а на веслах загребными были куренные атаманы и войсковые старшины, император был перевезен через Дунай к своему войску и обратно.
30 мая крепость Исакча была взята без боя. За переброску войск запорожскими судами Гладкий был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, а всю войсковую стар­шину пожаловали Георгиевскими крестами. Из добруджанских казаков был сформирован казачий Дунайский пятисотенный полк. Да­лее он брал участие во всей русско-турецкой войне. После её окончания полк преобразо­вали в Азовское казачье войско. Генерал-майор И. Гладкий был назначен войсковым наказным атаманом.
Исход войны 1828— 1829 года положитель­но сказался на совершенствовании методов управления войсками, организации взаимо­действия сухопутных армий с военным фло­том, проведения учебы войск. Был накоплен опыт штурма крепостей, ведения десантных операций и боев в поле. Как результат этого совершенствования стало закрепление за Россией Южной Украины, Крыма, Бессара­бии, части Кавказа и утверждение России на берегах Черного моря.
Н. ФИЛЯЕВ, краевед, ветеран погранвойск.

No comments:

Post a Comment