http://urb-a.livejournal.com/514223.html
О происхождении казачества-2 Или ошибка киевской домохозяйки
Продолжение. Начало тут.
Киевской домохозяйке посвящается
Итак, народы Тьмутаракани, торки, берендеи, торпеи и прочие черные клобуки, постепенно заселяли очишенные монголами от русских земли. Надо сказать, что кроме адыгов в них было достаточно много и тюркских народов.
Але мабуть більша частина Половців осталася на своїх землях. Ті що не прийняли ісламу влилися в українську мовну спільность. Половці оставили замітний слід в українській топоніміці. Але досі половецьких назв не тільки що не досліджено, а навіть ще не зібрано. Історичні джерела знають цілу низку сіл і містечок Половці/Половичі/Половецьке, напр. в доріччу Росі (1616 р.), у житомирському повіті (1593 р.), на р. Сулі (перед 1569 р.) і т. д. Також місто (Г) Умань дістало назву від них (куман).
(Омельян Прiцак — «Половцi»)
Что означают «типично славянские» названия населенных пунктов центральной и западной Украины??? КАГАРЛЫК, ДЫМЕР, БУЧА, УЗИН — (Киевская область), УМАНЬ, КОРСУНЬ, КУТ, ЧИГИРИН, ЧЕРКАССЫ — (Черкасская область), БУЧАЧ — (Тернопольская обл.), ТУРКА, САМБОР, БУСК — (Львовская обл.), БАХМАЧ, ИЧНЯ — (Черниговская обл.), БУРШТЫН, КУТЫ, КАЛУШ — (Ивано-франк. оюл.), ХУСТ — (Прикарпатская обл.), ТУРИЙСК — (Волынская обл.), АХТЫРКА, БУРЫНЬ — (Сумская обл.), РОМОДАН — (Полтавская обл. названия сел Абазiвка, Обезiвка на Полтавщине, происходят от черкесского прозвища Абаза), КОДЫМА, ГАЙСАН — (Винницкая обл.), САВРАНЬ — (Кировоградская обл.), ИЗМАИЛ, ТАТАРБУНАРЫ, АРЦИЗ и еще огромное кол-во? В России тоже есть тюрские названия поселений, но русские заселяли чужие земли на Урале, в Сибири, на Севере и естественно оставляли чужие уже имеющиеся названия. А у нас то откуда, если не наши собственные?
Торки (гузы, узы) — одно из тюркских племен, кочевавших в южнорусских степях. В 985 году торки принимали участие в качестве наемников в походе св. Владимира на болгар. Часть торков ещё в XI веке заняла местности по р. Роси и подчинилась русским князьям. Центром этих полуоседлых торков был город Торческ. На левом берегу Днепра поселилась другая группа торков, признавших власть переяславского князя. По известиям XII века, эти торки занимали местность близ города Баруча.Торки оставили немало следов в топонимике Украины: речки Торец и Торч, Торський шлях вдоль реки Тетліги; сёла — Торец, Торки, Торків, Торецьке, Торчин.
Для того, что бы понять, что казаки - это именно сначала консорция, а потом субэтнос именно русского народа, достаточно констатировать, что изначально слово "козаки" не обозначало никакой этничности. Это слово, безусловно, тюркского происхождения, заимствовано из тюркских языков (qаzаq — «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга»). Оно легло в основу самоназвания казахов, истинных наследников Золотой Орды. По Фасмеру, слово «казахи» — родственное казакам. Следует отметить, что написание слова в русском языке «казах» с конечной буквой «х» — искусственно введённое, с целью устранить возможную путаницу с современными русскоязычными казаками. В тюркских языках, в том числе казахском такое произношение противоречит фонетическим правилам, в данном случае в начале и конце слова употребляется заднеязычное «к», имеющее в кириллическом казахском алфавите сходное до степени смешения написание (каз. қазақ ).
Еще задолго до монголо-татарского нашествия, которое и дало толчок к возникновению казачества, на Дону существовали бродники. По всей вероятности бродники были тюрко-славянского происхождения. Есть мнение, что в состав бродников могли входить остатки разрозненных хазар и булгар, а позже огузов. Бродники не оставили о себе ни материальных, ни письменных следов, это затрудняет их этническую идентификацию. Византиец Никита Акоминат в своём Слове в 1190 году утверждал: “И те бродники, презирающие смерть, ветвь Русских". Мы можем констатировать, согласно ПВЛ, что бродники были христианами и что они имели значительный славянский компонент. Их предводитель, Плоскиня, участвовал в битве на Калке на стороне монгол и целовал крест перед русскими князьями (хотя и нарушил клятву).
Вероятно, разрозненные племена Тьмутараканского княжества в качестве межнационального языка использовали русский. Мы точно этого не знаем. Однако, первые упоминания о казаках у русских не оставляют сомнения, что это уже были люди
а.) говорившие по русски (хотя и с сильным влиянием адыгских и тюркских языков)
б.) православные.
Почему так? Ответ находится в том, что на границах Орды и вассальных русских княжеств в ряды казаков и на Дону и на Днепре активно вливался русский компонент из среды крестьян, бежавших из окрестных русских земель. Русский компонент постепенно становился самым значимым. В области рязанских казаков этот компонент формировался в основном из ушкуйников-хлыновцев с Вятки. На Днепре - из северо-западных русских земель.
Ефграф Савельев, известный историк Донского казачества прямо говорит о преемственности казаков и русских новгородских ушкуйников:
В то же время казаки без зазрения совести разбойничали по Каспийскому морю, пряча добычу в неприступных горских гнездах и наводя панический ужас на татар, лишенных даже возможности защищаться от внезапного налета отчаянно храбрых и ловких ушкуйников-казаков.
Поселения казаков вдоль рек, их разбойничий речной промысел (земледелие, баба Вася - это уже потом, заниматься земледелием казаки начали, когда в их среде было уже достаточно бежавших русских крестьян, с одной стороны, и сил для отражения набегов степных соседей, с другой) - несомненно это именно русское влияние. Ушкуйники по рекам доходили до Пермской Вычегды и далее. В 14 веке ушкуйники совершили набег на столицу Орды, Сарай. И тоже по рекам. Баба Вася сама вынуждена констатировать этот факт: Зато мы вполне можем утверждать, что у козаков были свои ушкуйники – рейдеры. Правда, ходили козацкие флибустьеры-рейдеры не на «ушкуях» а на «чайках» - чайкуйники, в общем. Кстати, думаю, что запорожская сечь сначала строилась, как перевалочная база для грабежей Крыма и Турции, а уже потом стала использоваться как защитная фортификация – ключ к Днепру.
Умница девочка, сообразила, что этот образ жизни и добычи пропитания свойственен именно русским ушкуйникам. О том же говорит и чеченский писатель и публицист Герман Сайдулаев:
"..Военная культура терцев, как и вообще – казаков, в культуре варягов, норманнских пиратов и разбойников, а также путешественников средневекового мира. Она была перенята новгородскими ушкуйниками, и через ушкуйников, а может и напрямую – казаками повсюду....И, что касается злых чеченов, ползущих на берег с кинжалом в руках. Ещё неизвестно, кто кого научил «плохому». Мне представляется логичным, что спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и всему вот этому молодечеству. Потому что с гор они спускались довольно зажатыми и тёмными. И тут – такой благотворный контакт. Грабили и друг друга – казаки с чеченцами – и совместно грабили «третьих лиц». Это «удальство», «молодечество» было частью культуры казачества – стало частью культуры горцев, как этап в жизни молодого мужчины, как необходимое условие его инициации во взрослую и самостоятельную жизнь...."
Таким образом, констатируем.
1. Казачество возникло после татаро-монгольского нашествия, на опустошенных землях пограничья.
2. В этногенезе казаков участвовали как тюркские и адыгские, так и славянские этнокомпоненты, причем последние были преобладающими. Поэтому казаки и говорили на русском языке, перелополненном тюркизмами и адыгским влиянием, но не наоборот.
3. На Днепр казачество как явление попало с более восточных пограничных земель.
4. Этногенез казаков был различен в различных местах. Например, у днепровских казаков было существенное влияние тюрок и адыгов, на Дону оно тоже было, но уже меньшим, у рязанцев еще меньше. У терцев кавказский компонент был наиболее преобладающим ( пан Гомоген не даст соврать) и т.д. В 16 веке, когда кроме природных казаков, появились казаки городские (военное сословие, компоновавшееся уже преимущественно из русского населения), в России, да и в Речи Посполитой, казачество уже переходит из консорции и субэтноса в сословие. И в еще большей мере насыщается компонентами из других русских субэтносов.
Баба Вася, напоследок. Казаки не были колонизаторами Колонизаторы - это представители какого-либо государства-метрополии, которые присоединяют к своим владениям колонии. У казаков не было государства. Казаки - это идеальные колонисты, т.е. переселенцы, способные обжиться на новом месте и защититься от воинственных соседей. Колонизаторами были как раз московиты, жители Московского княжества. Ну и казаки, подданные Московского царя (тоже московиты).
О происхождении казачества-2 Или ошибка киевской домохозяйки
Продолжение. Начало тут.
Киевской домохозяйке посвящается
Итак, народы Тьмутаракани, торки, берендеи, торпеи и прочие черные клобуки, постепенно заселяли очишенные монголами от русских земли. Надо сказать, что кроме адыгов в них было достаточно много и тюркских народов.
Але мабуть більша частина Половців осталася на своїх землях. Ті що не прийняли ісламу влилися в українську мовну спільность. Половці оставили замітний слід в українській топоніміці. Але досі половецьких назв не тільки що не досліджено, а навіть ще не зібрано. Історичні джерела знають цілу низку сіл і містечок Половці/Половичі/Половецьке, напр. в доріччу Росі (1616 р.), у житомирському повіті (1593 р.), на р. Сулі (перед 1569 р.) і т. д. Також місто (Г) Умань дістало назву від них (куман).
(Омельян Прiцак — «Половцi»)
Что означают «типично славянские» названия населенных пунктов центральной и западной Украины??? КАГАРЛЫК, ДЫМЕР, БУЧА, УЗИН — (Киевская область), УМАНЬ, КОРСУНЬ, КУТ, ЧИГИРИН, ЧЕРКАССЫ — (Черкасская область), БУЧАЧ — (Тернопольская обл.), ТУРКА, САМБОР, БУСК — (Львовская обл.), БАХМАЧ, ИЧНЯ — (Черниговская обл.), БУРШТЫН, КУТЫ, КАЛУШ — (Ивано-франк. оюл.), ХУСТ — (Прикарпатская обл.), ТУРИЙСК — (Волынская обл.), АХТЫРКА, БУРЫНЬ — (Сумская обл.), РОМОДАН — (Полтавская обл. названия сел Абазiвка, Обезiвка на Полтавщине, происходят от черкесского прозвища Абаза), КОДЫМА, ГАЙСАН — (Винницкая обл.), САВРАНЬ — (Кировоградская обл.), ИЗМАИЛ, ТАТАРБУНАРЫ, АРЦИЗ и еще огромное кол-во? В России тоже есть тюрские названия поселений, но русские заселяли чужие земли на Урале, в Сибири, на Севере и естественно оставляли чужие уже имеющиеся названия. А у нас то откуда, если не наши собственные?
Торки (гузы, узы) — одно из тюркских племен, кочевавших в южнорусских степях. В 985 году торки принимали участие в качестве наемников в походе св. Владимира на болгар. Часть торков ещё в XI веке заняла местности по р. Роси и подчинилась русским князьям. Центром этих полуоседлых торков был город Торческ. На левом берегу Днепра поселилась другая группа торков, признавших власть переяславского князя. По известиям XII века, эти торки занимали местность близ города Баруча.Торки оставили немало следов в топонимике Украины: речки Торец и Торч, Торський шлях вдоль реки Тетліги; сёла — Торец, Торки, Торків, Торецьке, Торчин.
Для того, что бы понять, что казаки - это именно сначала консорция, а потом субэтнос именно русского народа, достаточно констатировать, что изначально слово "козаки" не обозначало никакой этничности. Это слово, безусловно, тюркского происхождения, заимствовано из тюркских языков (qаzаq — «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга»). Оно легло в основу самоназвания казахов, истинных наследников Золотой Орды. По Фасмеру, слово «казахи» — родственное казакам. Следует отметить, что написание слова в русском языке «казах» с конечной буквой «х» — искусственно введённое, с целью устранить возможную путаницу с современными русскоязычными казаками. В тюркских языках, в том числе казахском такое произношение противоречит фонетическим правилам, в данном случае в начале и конце слова употребляется заднеязычное «к», имеющее в кириллическом казахском алфавите сходное до степени смешения написание (каз. қазақ ).
Еще задолго до монголо-татарского нашествия, которое и дало толчок к возникновению казачества, на Дону существовали бродники. По всей вероятности бродники были тюрко-славянского происхождения. Есть мнение, что в состав бродников могли входить остатки разрозненных хазар и булгар, а позже огузов. Бродники не оставили о себе ни материальных, ни письменных следов, это затрудняет их этническую идентификацию. Византиец Никита Акоминат в своём Слове в 1190 году утверждал: “И те бродники, презирающие смерть, ветвь Русских". Мы можем констатировать, согласно ПВЛ, что бродники были христианами и что они имели значительный славянский компонент. Их предводитель, Плоскиня, участвовал в битве на Калке на стороне монгол и целовал крест перед русскими князьями (хотя и нарушил клятву).
Вероятно, разрозненные племена Тьмутараканского княжества в качестве межнационального языка использовали русский. Мы точно этого не знаем. Однако, первые упоминания о казаках у русских не оставляют сомнения, что это уже были люди
а.) говорившие по русски (хотя и с сильным влиянием адыгских и тюркских языков)
б.) православные.
Почему так? Ответ находится в том, что на границах Орды и вассальных русских княжеств в ряды казаков и на Дону и на Днепре активно вливался русский компонент из среды крестьян, бежавших из окрестных русских земель. Русский компонент постепенно становился самым значимым. В области рязанских казаков этот компонент формировался в основном из ушкуйников-хлыновцев с Вятки. На Днепре - из северо-западных русских земель.
Ефграф Савельев, известный историк Донского казачества прямо говорит о преемственности казаков и русских новгородских ушкуйников:
В то же время казаки без зазрения совести разбойничали по Каспийскому морю, пряча добычу в неприступных горских гнездах и наводя панический ужас на татар, лишенных даже возможности защищаться от внезапного налета отчаянно храбрых и ловких ушкуйников-казаков.
Поселения казаков вдоль рек, их разбойничий речной промысел (земледелие, баба Вася - это уже потом, заниматься земледелием казаки начали, когда в их среде было уже достаточно бежавших русских крестьян, с одной стороны, и сил для отражения набегов степных соседей, с другой) - несомненно это именно русское влияние. Ушкуйники по рекам доходили до Пермской Вычегды и далее. В 14 веке ушкуйники совершили набег на столицу Орды, Сарай. И тоже по рекам. Баба Вася сама вынуждена констатировать этот факт: Зато мы вполне можем утверждать, что у козаков были свои ушкуйники – рейдеры. Правда, ходили козацкие флибустьеры-рейдеры не на «ушкуях» а на «чайках» - чайкуйники, в общем. Кстати, думаю, что запорожская сечь сначала строилась, как перевалочная база для грабежей Крыма и Турции, а уже потом стала использоваться как защитная фортификация – ключ к Днепру.
Умница девочка, сообразила, что этот образ жизни и добычи пропитания свойственен именно русским ушкуйникам. О том же говорит и чеченский писатель и публицист Герман Сайдулаев:
"..Военная культура терцев, как и вообще – казаков, в культуре варягов, норманнских пиратов и разбойников, а также путешественников средневекового мира. Она была перенята новгородскими ушкуйниками, и через ушкуйников, а может и напрямую – казаками повсюду....И, что касается злых чеченов, ползущих на берег с кинжалом в руках. Ещё неизвестно, кто кого научил «плохому». Мне представляется логичным, что спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и всему вот этому молодечеству. Потому что с гор они спускались довольно зажатыми и тёмными. И тут – такой благотворный контакт. Грабили и друг друга – казаки с чеченцами – и совместно грабили «третьих лиц». Это «удальство», «молодечество» было частью культуры казачества – стало частью культуры горцев, как этап в жизни молодого мужчины, как необходимое условие его инициации во взрослую и самостоятельную жизнь...."
Таким образом, констатируем.
1. Казачество возникло после татаро-монгольского нашествия, на опустошенных землях пограничья.
2. В этногенезе казаков участвовали как тюркские и адыгские, так и славянские этнокомпоненты, причем последние были преобладающими. Поэтому казаки и говорили на русском языке, перелополненном тюркизмами и адыгским влиянием, но не наоборот.
3. На Днепр казачество как явление попало с более восточных пограничных земель.
4. Этногенез казаков был различен в различных местах. Например, у днепровских казаков было существенное влияние тюрок и адыгов, на Дону оно тоже было, но уже меньшим, у рязанцев еще меньше. У терцев кавказский компонент был наиболее преобладающим ( пан Гомоген не даст соврать) и т.д. В 16 веке, когда кроме природных казаков, появились казаки городские (военное сословие, компоновавшееся уже преимущественно из русского населения), в России, да и в Речи Посполитой, казачество уже переходит из консорции и субэтноса в сословие. И в еще большей мере насыщается компонентами из других русских субэтносов.
Баба Вася, напоследок. Казаки не были колонизаторами Колонизаторы - это представители какого-либо государства-метрополии, которые присоединяют к своим владениям колонии. У казаков не было государства. Казаки - это идеальные колонисты, т.е. переселенцы, способные обжиться на новом месте и защититься от воинственных соседей. Колонизаторами были как раз московиты, жители Московского княжества. Ну и казаки, подданные Московского царя (тоже московиты).
No comments:
Post a Comment