Sunday 29 December 2013

БЕССАРАБИЯ (издание 1903 г.) - Краткие сведения о племенах, населяющих Бессарабскую губернию.

http://oldchisinau.com/lib/bessarabia/bessarabia5.html

БЕССАРАБИЯ (издание 1903 г.)

Краткие сведения о племенах, населяющих Бессарабскую губернию.

Молдаване.


   Молдаване или румыны составляют главную часть населения Бессарабской губернии, почти 3/4 общего числа жителей. Уезды кишиневский, оргеевский, белецкий и сорокский почти исключительно населены ими; в хотинском уезде они перемешаны с русинами - первобытными обитателями северной Бессарабии; в бендерском, аккерманском и измаильском—с пришельцами из разных мест: малороссами, великороссами, болгарами, немцами и др. 

   Близкое родство молдавского языка с языками латинского корня, долгое пребывание римских легионов в придунайских странах, самое название «румыны» (романы—римляне) не оставляют сомнения в происхождении этого племени от романизованных народов, населявших Мизию и отчасти Дакию Траяна (вероятнее всего,—гетов и басторнов) и римских колонистов. По Ресслеру, Юнгу, Томашеку и Пигу, взгляды которых разделяют наши ученые: Васильевский, Успенский, и Грот, — румыны или «волохи» (влохи, влахи) переселились из Мизии и, вообще, из стран между Дунаем и Балканами в гористые края Трансильвании и соседния местности Угрии в X—XIII веках. Болгары, придя первыми с берегов Волги в Мизию, обозначали именем «влахов» или «влохов» тех земледельцев и пастухов, с которыми входили в сношения. Венгры, а также поляки, кроаты, богемцы и другие народы славянского корня равным образом называли румын (как и всех италианцев) влахами. Некоторые полагают даже, что слово «валах» заимствовано из славянского корня и, по способу употребления слова «ромын» (крепкий, сильный), переведено на валашский язык однозначащим словом «влох». Может быть, как полагает Гримм, румыны — племя полуславянское-полулатинское. Русские называют румынов молдаванами по имени одного из румынских княжеств, происшедшему от реки Молды, в которой, по преданию, утонула любимая собака основателя княжества Драгоша. 

   Молдаване — племя мирное, покойное, до сих пор не могущее забыть долгих веков угнетения. Его грустное прошедшее отзывается в народных легендах и поверьях, и звучит в унылых песнях, бесконечных, как века пережитого им горя. 

   Бессарабские молдаване говорят испорченным латинским наречием с примесью очень многих славянских слов; язык их удержал более оригинальности древнего римского языка, чем даже язык италианский, в котором явно чувствуются добавки, внесенные готами, вандалами и лонгобардами. Так напр.: 

Латинские. Италианские. Молдавские.
Civitas Citta Четате
Dominus Signor Домнул
Caput Testa Капул (Кап)
Verbum Parola Ворба
Mensa Tavola Маса
Albus Bianco Алба
Incipio Commincio Анчей


  
Славянские слова заимствованы молдавским языком, вероятно, еще от антов и венедов (если даже не считать гетов прародителями славян), но в гораздо более значительной степени,—благодаря соседству Молдавии с Россией, Польшею, Болгариею и Сербиею и родственным связям, в которые молдавские князья вступали с соседними владетелями. Еще же более потому, что при движении славянских народов, до и после VI века по Р. X., с севера к Дунаю и за Дунай нынешние Бессарабия и Румыния наполнялись славянами; и что, по разделении церквей на восточную и западную, валашское и молдавское княжества приняли, как заявляет Кантемир, славянские буквы, появившиеся в их письменности со времени Александра Доброго и молдавского митрополита Феоктиста. 

   Судебные акты и княжеские грамоты также писаны были по-славянски. Такие грамоты на владчиие землями можно видеть еще и теперь сохранившимися у потомков некоторых бояр (напр. у Доничей). В виду этого, многие славянские слова вошли во всеобщее употребление и стали почти коренными, так что молдавский язык имест основанием языки латинский и славянский. 

   Трансильванские влохи в своем наречии имеют менее славянских слов, приняв много слов венгерских; влохи же, обитающие за Дунаем, в Румелии, смешали свой язык с простым греческим наречием, на котором писаны и их церковные книги. 

   Молдаванин - простолюдин имеет характер чуждый энергии и удали, склонный к мирной деятельности. Он тих и скрытен, хотя часто южная натура проявляется вспышками пылкости, мстительности и щекотливого самолюбия. Но, вообще, он добр и сострадателен. Наружность его носить на себе следы южного происхождения, смягченная славянским типом. Молдаванин обыкновенно выше среднего роста и сухого, мускулистаго телосложения. Большинство имеет черные волосы, выразительную физиономию, темные глаза, густые брови и усы. Движения их вялы и неуклюжи, а походка — медленная и тяжелая; грудь и шея— всегда открыты. Бороды бреют почти все: быть-может, это остаток правления румынских княжеств, в которых борода считалась привилегией и ее могли носить исключительно бояре первого класса. 

   Молдаванка, большею частью, выше среднего роста, стройна, с низко опущенными плечами и грудью, с густыми темными волосами. Лицо ее не отличается правильностью: у нее низкий лоб, заметно выдавшиеся скулы, острый нос и, вообще, в линиях контура кривизна преобладает над округленностью. Смугловатый цвет кожи, темные, блестящие, полные огня, глаза, грациозные, то ленивые, то быстрые, порывистые и страстные движения придают молдаванке много особенности и прелести, свойственных женщинам юга. Молдаванка, по природе, добра, но нрава пылкого и ее южная натура резко выражается в крайностях женского характера. 

   Женщина-поселянка, предоставленная в хозяйстве беспечностью мужа сама себе, всегда делается рассчетливою и бережливою. Скромная и послушная мужу, она часто неуживчива с посторонними. Отсюда — частое отделение от родных женатых поселян, даже в ущерб собственному благосостоянию. 


Русины.


   Русины или руснаки, говорящие немного отличным от малороссийского языком, составляют часть огромного племени, известнаого в истории под именем Червонной Руси, населяющего южную Россию, Украину, губернии: Подольскую, Волынскую, Киевскую и Галицию, т. е. все пространство от южного поморья до рубежа белорусских лесов и от Карпатских гор до Дона и Кубани. В верховьях Бессарабии, вдающихся в Подольскую губернию и касающихся Галиции, русинов застал еще первый основатель Молдавии Драгош. Предание говорит, что мармарошские выходцы, охотясь за туром, открыли пасеку русина Яцька, который, увидев, что Драгош заселяет местность венгерскими выходцами, отправился в Польшу и вывел оттуда множество южно-руссов. Затем, значительная часть русинов была переселена во второй половине XVII века молдавским князем Александром Дукою, который перевел их в свои владения, когда был признан гетманом Украины. Еще раньше, во время унии (в конце XVI и начале XVII вв.) часть русинов перешла в нынешний хотинский уезд из Украины и Волыни. Русинами населены почти все селения хотинского и некоторые припрутския селения белецкого уезда, преимущественно северной его части. Общая численность их в губернии не менее 250 тысяч, т.е. 1/8 часть всего населения. 

   Сохранив язык и печать славянского племени в своем физиономическом типе, русины приняли местную молдавскую одежду: длинная рубаха, широкий зеленый или красный пояс, остроконечная баранья шапка или шляпа с широкими полями и постоянно открытая грудь делают их по наружности молдаванами северных уездов губернии.

Великороссы.


   В Бессарабии великороссы поселились в разные времена и по разным обстоятельствам. Незначительная часть их — потомки беглых стрельцов; другие — пелипионских раскольников, переселившихся из России во время исправления богослужебных книг (их молдаване переиначили в «липован» вместо «пелипонов); третьи — потомки бежавших из-за Кубани донских казаков (после булавинского бунта). Большая же часть — бежавшие из внутренних губерний России от рекрутчины или непосильной барщины. С точностью число великороссов в Бессарабии невозможно определить. Из собственноручных заметок губернатора Федорова видно, что во время управления им областью, т. е. в течение 20 лет, выслано из Бессарабии беспаспортных бродяг более 48 тысяч. А сколько укрылось? Во всяком случае, число великороссов в губернии не менее 45 тысяч. Они проживают, преимущественно, в городах и посадах Вилкове и Тузлах; кроме того, русские раскольники, выходцы из губерний: Калужской, Тульской, Рязанской, Курской и др., живут отдельными обществами в хотинском уезде, в селениях Грубне и Гелишовке; в сорокском — в Новопокровке и Куниче; в оргеевском — в Сиркове, Кузовке и слободе Старообрядческой; в аккерманском — в сел. Спасском и хуторе Петровке. 

Малороссы.


   В южной части Бессарабии, в г. Аккермане и посадах Папушой, Турлаке и Шабо, в соседних с ними селениях и в хуторах на помещичьих землях живет более 12 тысяч малороссов, перешедших из приднестровских и приднепровских губерний, спасаясь от рекрутчины и барщины. Кроме того, небольшая часть жителей м. Липкан, хотинского уезда, и некоторых припрутских селений белецкого и кишиневского уездов считают себя, по преданию, малороссами, поселившимися в Молдавии во время войн Хмельницкого. Затем, в аккерманском уезде, в селениях Акмангит, Староказачье, Волонтеровка, Николаевка-Новороссийкая и др., проживает до 20 тысяч малороссов, входивших в состав новороссийского казачьего войска. О поселении малороссийских казаков в Буджаке со времени занятия в 1806 году русскими войсками румынских княжеств приведены данные в историческом обзоре. 


Поляки.


   Кроме помещиков, посессоров и разных служащих лиц, в Бессарабию в начале 40-х годов XIX столетия стали переселяться бедные польские шляхтичи. Снимая у владельцев земли, поляки сами трудолюбиво их обрабатывали и, обладая небольшими средствами и запасом сведений, сумели устроить свои хозяйства лучше, чем у живущих по соседству с ними русинов и молдован. Поляки живут преимущественно в хотинском уезде, в селениях Нелипоуцах, Маркоуцах, Балкоуцах, Тырнове, Бульбоке, Волчинце, Михайловке, Ломачинцах и др. В этих селениях живет поляков до 2 тысяч душ, большая половина которых — римско-католики. Вообще же в губернии поляков не менее 15 тысяч. 

Греки.


   Хотя во времена могущества Афинской республики и позже в Бессарабии процветали греческие колонии, но потомки колонистов исчезли вместе со своими великолепными памятниками, от которых остались одни развалины. В княжествах Молдавии и Валахии греки появились лишь в половине XV века, в видах торговых сношений; затем, назначение Портою князей из фанариотов привлекло из Турции большое число греков, которые, пользуясь покровительством сильных соплеменников, приобретали почетные звания и богатства. Некоторые из них смешались с туземцами посредством брачных союзов. В новейшие времена, в конце XVIII и начале XIX века, переселялись в Молдавию и Бессарабию выходцы из Архипелага, спасаясь от преследования турок во время бедствий своего отечества. В настоящее время в Бессарабии греков до 4 тысяч; некоторые из них принадлежат к знатным фамилиям и владеют большими имениями; другие занимаются торговлею и промыслами. Большая часть греков живет в портовых городах Рени и Измаиле, а также в селениях нижней части Прута; часть — в Аккермане и Кишиневе, где они ведут торговлю; преимущественно же внутри Бессарабии, где берут в аренду имения, занимаются всевозможными спекуляциями. 

Н е м ц ы.


   Немцы перешли на степи Буджака частию из Виртембергского королевства, а более — из бывшего герцогства Варшавского. Первое заселение их относится к 1814 году, когда они прибыли из Варшавского герцогства, в числе 1,443 семейств (из них 121 семейство римско-католического, а остальные—лютеранского вероисповедания), и основали в нынешнем аккерманском уезде 7 колоний: Бородино, Тарутино, Кульм, Малоярославец, Красное, Лейпциг и Клястиц. В 1816 году — колонии Фершампенуаз, Бриен, Париж и Арциз; в 1817 году — Теплиц, где поселилось 96 семейств, вышедших из Германии. Потом, в царствование императора Николая I-го, в 1833 году прибыли колонисты из Виртемберга и основали колонию Гнаденталь, а в следующем году— Лихтенталь; в 1834 году новые колонисты царства Польского поселились в колонии Фриденталь; в 1836 — в колонии Денкевиц; в 1839—Плоцк; в 1842 — Гофнунгсталь. 

   Виртембергцы обошлись без пособия от казны, так как прибыли с собственными средствами; остальным же колонистам, при поселении в Бессарабии,—кроме предоставления различных льгот (свобода от платежа повинностей и податей в течение 50 лет, от рекрутства, от военного постоя в мирное время) и значительных земель,—давались деньги и материалы для постройки домов и первоначального обзаведения. 

   Всех немцев насчитывается в настоящее время в Бессарабии свыше 50 тысяч душ. 

   Немецкие поселенцы отличаются особым трудолюбием, терпением, честностью и аккуратностью. Они положительны, но вместе с тем робки и медлительны. Характер гихий, но упрямый и помнящий обиды. Строги к самим себе, покорные общественным постановлениям и начальству, они стараются избегать столкновений с властями и, вообще, не сближаются с русскими. 

   Трудолюбивые работники, прекрасные агрономы и скотоводы, немцы живут чисто, опрятно, в довольстве, — многие даже в богатстве. Давнее переселение их на степи Буджака нисколько не изменило их патриархальных и германских привычек конца XVIII века. В них нет широкой русской удали, способной все перенимать и ко всему применяться. Немец поселянин редко заглядывает дальше межи своего участка и знает только себя да общество своего поселка. В виду этого, их уменье и трудолюбие остаются при них и не прививаются к туземному населению.

Французы.


   Французы-швейцарцы явились в Бессарабию между 1824 и 1828 гг., во время генерал-губернаторства князя М. С. Воронцова. Первую мысль о приглашении швейцарцев для поселения в Бессарабии подал бессарабский «оберфорстмейстер» граф Паравичини, предлагая и свои в том услуги. Эта мысль осуществилась стараниями Карла Тардана, швейцарца, который и был первым «осадчиком», основателем колонии. В 1824 г. швейцарцы прибыли в числе только 5 семейств; затем, последовали более значительные поселения. Тардан писал своими соотечественникам, убеждая «не искать счастья в безвестных пустынях и лесах северной Америки, а спешить на плодоносные земли Новой России, где виноградные лозы, персики, шелковица поспевают и рано, и с большим успехом». Швейцарским поселенцам была отведена прекрасная земля в Буджаке, на самом Днестровском лимане, урочище Шабо, где они и основали колонию этого имени, весьма цветущую и преуспевающую в своем сельском быту. Шабские виноградники — одни из лучших в губернии. Сюда приезжают лечиться и виноградом, и купаньями. В колонни Шабо и в соседнем владельческом урочище Шабалат всего швейцарцев находится в настоящее время до 1000 душ. 

Болгары.


   Болгары, — народ финско-тюркского происхождения, — перешли с Волги на Дунай в первых годах VI века. Образовав при князе своем Исперихе (греки называли его Аспарухом) первое болгарское царство в Мизии (около 679 года), болгары впоследствии подчинились Византийской империи, приняли христианство и от сильного наплыва славян в течение ѴII—IX вв. со временем совершенно ославянились. В Бессарабию болгары переселялись вслед за занятием ее русскими войсками, надеясь под их сенью найти сперва защиту, а после приют, пропитание и благоденствие. Но до заключения Букарестского мира, надежды болгар не сбывались и они пребывали в Бессарабии, как иностранные «беженари», т. е. выходцы, пользуясь весьма непрочным покровительством господарей и занимаясь земледелием и скотоводством в селениях, основанных ими на ногайских землях или в кишлах близ городов Измаила, Килии, Тамарова (Рени), Аккермана и Кишинева. О дальнейшем поселении болгар в Бессарабии и о заботах о них правительства, которое, отвело для их поселения более 454 тысяч десятин земли, приведены данные в историческом обзоре губернии. 

   Болгары — прекрасные земледельцы, усердные работе. Они — трезвы и послушны, но характера пылкого, мстительного и не терпят над собой начальства. Это народ статный и красивый. В настоящее время болгарв губернии свыше 120 тысяч душ. У них два различных языка и три рода письма Одни говорят на болгарском языке (черные болгары) — это выходцы из Македонии и Румелии; первые, прибывшие в Бессарабию в 1807— 1812 гг., пишут славянскими литерами; вторые— румелийцы, переселившиеся в 1830 году, пишут греческими буквами. Наконец, выходцы из Добруджи, известные под названием камермериев или деревенцев, говорят между собою по-турецки и употребляют волошские письмена. 

   В некоторых болгарских поселениях близ р. Ялпуха проживают сербы и так называемые гагаузы (по местному сказанию, незаконные дети турок от бол гарок), наружностью и жизнью резко отличающиеся от болгар. Между болгарами находится также незначительное число арнаутов, переселившихся в Бессарабию в 1809— 1810 гг 

Армяне.


   Потомки древних парфян, армяне, когда-то имели свою историю и своих царей, но, порабощенные персами, лишились самостоятельности. 

   В Молдавию армяне стали переселяться при Александра Добром, который разрешил им проживать, между прочим, в пределах нынешней Бессарабии: в Кишиневе, Оргееве и Хотине. В настоящее время их в Бессарабии до 4 тысяч, все — христиане армяно-грегорианского исповедания, за исключением не более 300 душ исповедания римско-католического. В Кишиневе имеется особая армяно-грегорианская епархия (бессарабско-нахичеванская) с епархиальным архиепископом и, под его председательством, духовная консистория. Армянские церкви существуют в Кишиневе, Оргееве, Аккермане и Хотине. 

   При молдавском господстве армяне не имели права занимать никаких должностных мест, а потому и не имели прав высших сословий, которыми пользовались только лица греческого и молдавского происхождения; им дозволялось лишь заниматься торговлею и ремеслами. Поступив в русское подданство, армяне получили все права гражданства наравне с прочими подданными империи, почему некоторые из них приобрели дворянство службою; многие владеют богатыми поместьями, другие держат имения в аренде или служат управляющими; большею же частью армяне занимаются торговлею или промыслами (табачные фабриканты и торговцы в Кишиневе; большинство брадобреев—армяне). 

   Армяне-католики живут преимущественно в г. Хотине, его уезде и в г. Бельцах. Они перешли сюда из Польши, когда Бессарабия была уже русскою областью. По свидетельству историка Сестренцевича-Богуша, эти армяне появились в Галицком княжестве в начале XIII века и отличались там хозяйством, трудолюбием, искусством в торговле, а, следовательно, некоторым богатством в сравнении с храбрыми, но бедными русинами, знавшими только войну и хлебопашество. Лев Даниилович, возобновив в 1270 году город Львов, поселил там армян, скитавшихся по разным местам. Казимир Великий, король польский, устраивая свое государство и пограничную в то время Червонную Русь, обратил внимание на армян,—единственных торговцев и капиталистов в крае, тогда еще не терпевшем евреев; в 1365 году им были дарованы права магдебургские, т. е. городские немецкие привилегии, с подтверждением всех личных прав, которыми они издревле пользовались или приобрели грамотами князей галицких и русских. Тогда же эти армяне приняли католичество, а в 1367 году им было позволено исповедывать эту веру по их обычаям и производить богослужение на армянском языке, причем Львов был иазначен кафедрою их епископу Григорию. Но армяне не могли сродниться с чуждыми им тевтонскими законами и в 1379 году испросили у королевы Ядвиги позволение, «чтобы их от кровавой Магдебургии освободить и оставить при древних армянских законах». Все это было подтверждаемо польскими королями до конца XVIII столетия. Пользуясь большим благосостоянием, армяне размножились и имели в Червонной Руси, Подолии и Волыни 11 церквей, в том числе в Каменце-Подольском, Луцке и Хотине. В 1666 году в Каменце состоялось совершенное соединение армянских католиков польскими, под управлением архиепископа их Николая Тарасовича. 

Евреи.


   Племя это, рассеянное повсюду, составляет в Бессарабии важную часть населения как по количеству (свыше 240 тысяч душ), так и потому, что вся местная торговля находится в его руках. 

   В числе бессарабских евреев есть семейства, пришедшия из Молдавии, куда они переселились из Испании во время гонений Фердинанда и Изабеллы. Главная же часть их — евреи немецкие и польские; в Молдавии им жить не позволялось и они перешли в Бессарабию из западных губерний. Через четыре года по присоединению области к России, их оказалось здесь, по Свиньину, свыше 5 тысяч семейств. 

   В настоящее время, евреи завладели в Бессарабии и торговлей, и промышленностью, что отражается угнетающе на интересах христианского населения края. Многие из них арендуют имения (в обход закона) и, под охраною помещиков, которые показывают их своими приказчиками, притесняют далеко уступающих им в уме и изворотливости поселян. Деморализующее влияние мелких торговцев евреев весьма велико в губернии, особенно в северной и средней ее части. Они имеют в своих руках капиталы, а, следовательно, почти всю промышленность края, и являются монополистами в торговле. 

   В Бессарабии было учреждено 16 еврейских колоний для приучения этого племени к земледелию. Но непривычка к физическому труду, столь необходимому при сельских занятиях, не позволила осуществить намеренную этим учреждением цель. Поля в еврейских колониях оставались необработанными, скотоводства почти не существовало, дома содержались в полной небрежности, и колонисты поддерживали свое сущегвование если не контрабандою и конокрадством, то мелкими промыслами и ремеслом. В начале 6о-х годов прошлого века еврейские колонии существовали 1 - в хотинском уезде: Ломанинцы; 10 — в сорокском уезде: Новая Мерешовка, Люблин, Вертюжены, Капрешты, Маркулешты, Згурица, Бричева, Домбровены, Старовка и Новые Теленешты; 2 — в белецком: Александрены и Вадулуй Влад; 2 — в оргеевском: Шибка и Николаевка-Благодать; 2—в кишиневском: Голбока и Константиновка, и 1 — в бендерском: Романовка. В этих колониях (кроме Голбоки, тогда уже опустелой) насчитывалось до 1,082 дворов с 10,589 душами населения. 

   В настоящее время евреи проживают, преимущественно, в городах и местечках средней и северной Бессарабии. Особенно много их в г. Кишиневе и Хотине, и в местечках хотинского, белецкого и оргеевского уездов (Новоселице, Липканах, Скулянах и Фалештах, Теленештах, Резине, Криулянах). 

Цыгане.


   По мнению большинства исследователей, цыгане происходят от одного из племен индусов и появились в Турции за полчищами Тимура, после покорения Дели в 1399 году, а отсюда рассеялись по всей Европе. Кочующия банды этого народа известны под разными именами: в России и Венгрии они называются цыганами; в Богемии — цыканами в Германии—Zigeuner; в Голландии и Шотландии—Caird и Keidener; в Норвегии—Fante; в Англии—Gips; во Франции—богемцами и египтянамги; в Испании—Gitanos; в Италии—Zingari; в Турции—чинганы. На их же природном языке, представляющем отрасль санскритского корня, они называют себя рупма-шаль или руши, т.е. блуждающие, скитающиеся. 

   Первое появление цыган в Молдавии историки относят к 1417 г., когда Александр Добрый пожаловал им право—«свободно пользоваться воздухом и водою для жизни и беспрепятственно добывать огонь для ковки железа». Когда именно и по какому случаю цыгане были обращены в Молдавии в рабство,—нет никаких свидетельств. При Стефане Великом (1458—1504) они несомненно, не были еще в крепостном состоянии, и древнейшая из известных грамот, данных на частное владение цынанами по пожалованию в кабалу, относится к 1529 году и принадлжит Петру Рарешу. Вероятно, цыгане первоначально были закабалены молдавским правительством, а от правительства, сначала по пожалованию, а потом посредством продажи, стали переходить в частное владение. Произошло разделение цыган на государственных, монастырских и боярских, выраженное впервые в законах Василия Акбанита (1646 г.). Нередко государственные цыгане протестовали против раздачи их в частное владение, называя это злоупотреблением княжеской власти, и по этому поводу состоялись очень примечательные грамоты господарей (29 ноября 1776 г., 2 января 1782 г. и т. д.; последняя — 20 февраля 1804 г.), подтверждавшия, что «по древней привилегии, которой грамота похищена у цыган, государственные цыгане, действительно, не могли быть обращаемы в частное владение, как во всех правах состояния подобные прочим подданным жителям края, и что они впредь уже не будут жалуемы ни боярам, ни монастырям». 

   В Бессарабии право частного владения цыганами, в качестве крепостных, утверждено уставом образования области 1818 года, но при этом требовалось предъявление грамот, по которым владельцам достались цыгане по пожалованию или по приобретению куплею, с утверждения господаря. По присоединении Бессарабии к России, большая часть крепостных цыган принадлежала роду князей Кантакузиных. Только с объявлением 5 марта 1861 года в кишиневском кафедральном соборе великого освободительного акта 19 февраля, цыгане — эти единственные крепостные в Бессарабии—стали свободны. В 1858 году в области считалось ожидавших освобождения цыган: под названием поселенных—5,615, дворовых—5,876; ведомства государственных имуществ— 92 и войскового сословия (сс. Каир и Фараоновка)—2,316 душ. Но ко времени X ревизии многие помещики, из боязни принудительнаго наделения цыган землею при освобождении, отпустили своих цыган на волю без земли и оседлости, так что, по ревисским сказкам, крепостных цыган показано всего 1,989 душ: поселенных — 161 и дворовых — 1,828 (вероятно, многие и не отпущенные на волю не были показаны по ревизии). 

   Цыгане всегда исповедуют веру той страны, в которой обитают, почему все бессарабские цыгане — православнаго исповтздания. 

   В отношении образа жизни цыгане разделялись на три класса. Первый, так называемый ватрас (от «ватра» — очаг), проживал в услужении или промышлял музыкой, к которой цыгане очень способны; второй—лингурари (от «лингура» — ложка), жили частию оседло, в землянках, но больше кочевали по лесным местам, занимаясь выдлкой деревянной посуды; и третий—урсарии («урсу»—медведь) кочевали в кибитках, переходя из деревни в деревню, и занимались кузнечным ремеслом или коновальством, иногда промышляя обманом и воровством. Большинство цыган, показывающихся в отчетах под назваванием поселенных, в действительности кочевали и стояли на самой низкой ступени развития, ничем не отличаясь от диких народов. От земледелия они убегали с каким-то боязливым отвращением. Одежда у цыган не составляла предмета первой необходимости: все взрослые, и мужчины, и женщины, ходили обыкновенно в лохмотьях, а мальчики и девочки лет до 14, особенно в летнее время, совершенно нагими. На оседлость и труд цыгане смотрели как на тяжкое бремя. Только несколько деревень в кишиневском, оргеевском и белецком уездах было заселено оседлыми вольными цыганами; они жили отдельно от прочих поселенцев, резко отличаясь от них образом жизни, и представляли собою редкий пример прочной оседлости этого бродячего племени. Лучшее и наиболее населенное (83 семейства) из цыганских поселений была вотчина Миклеушены, принадлежащая Киприановскому монастырю (в 35 верстах от г. Кишинева). 

   Это селение находится на левой стороне дороги, ведущей из Кишинева к р. Пруту, на горе, у опушки леса. Издали оно казалось несколькими беспорядочно разбросанными навозными кучами, и лишь на очень близком расстоянии можно было заметить следы кое-какого устройства. Вокруг бродят собаки и козы, бегают десятки полунагих черных, курчавых ребятишек. По приближении к деревше, пришельца с шумом окружают собаки и дети и провожают до самых шалашей (бурдеев), где он вновь подвергается нападению собак, оставшихся дома. Собачий лай и пронзительные крики детей заставляют жителей выглянуть из своих нор, и мало-по-малу в отверстиях бурдеев показываются смуглые лица цыган разного пола и возраста. 

   Цыгане придерживаются некоторых кочевых привычек и не отстают от обычаев, заимствованных еще во время былых странствований от племен, с которыми они приводили в соприкосновение. Мужчины среднего возраста и старики носят волосы на голове по-малороссийски - чуприною (т.-е. подбривают их вокруг головы вершка на два, а остальные, на маковке, ровно обрезывают в кружок); подбородок и щеки бреют, оставляя длинные усы. Замужние женщины, в числе которых есть замечательно красивые, с пламенными черными глазами, носят на голове большие бумажные платки ярких цветов, повязывая их вокруг головы наподобие чалмы и оставляя один конец сзади в виде хвоста. Волосы, более или менее, приглаженные, выходя из-под повязки, ложатся по лбу и вискам до нижней оконечности ушей, а за ушами прячутся под платок или, входя в хвост повязки, опускаются с ним на спину незаплетенною косою. Старухи обматывают голову таким же платком или молдавскими полотенцами, составляя вокруг лица овальную раму, из-под которой беспорядочно вырываются пряди седых волос и змеятся в разных направлениях по лбу и щекам. Девицы заплетают волосы в две косы и обвязывают их вокруг головы или опускают на плечи. Обыкновенное одеяние женщин— молдавская рубаха, без складок и воротника, с высоким лифом и небольшим разрезом на груди, никогда не застегивающимся, а вместа юбки — полосатый шерстяной передник, плотно охватывающий нижнюю половину тела (в род малороссийской запаски). Эти передники носят местное название катринцы; они подерживаются на пояснице широкими шерстяными поясами красного или зеленого цвта. 

   Цыгане строят свои бурдеи очень просто: роют квадратную яму, глубиною в аршин, а величиною, каждая сторона, сажени в 1,5—2, смотря по величине семейства или по достатку строителя. По краям вколачивают несколько бревен, длиною в 2 аршина; возле них кладут одно на другое бревна такой величины, чтобы концы их легли на противоположных углах каждой стороны ямы, и сбивают их с стоящими бревнами деревянными гвоздями; на лицевой стороне оставляют пространство, в которое с трудом можно пройти боком, для дверей, состоящих обыкновенно из двух едва сколоченных досок, привязанных бечевою к крайнему стоячему бревну, или из куска шерстяного одеяла. Эта бревенчатая ограда забрасывается грязью и составляет стены бурдеи. На стены кладут бревна в виде сволоков, перекрещивают их поперечниками, накидывают сверху валежник и покрывают землею. Внутренность вымазывают серою глиною; с левой стороны от входа устраивают очаг, дым котораго выходить через выдолбленное, наподобие улья, дерево или круглую плетенку из древесных прутьев— и бурдей готов. Окон в них нет и свет проходить через щели, оставляемые в стенах и потолке; зимою же, когда щели забиваются (засыпаются землею), бурдей освещается только огнем от очага. Некоторые строят такие же бурдеи без очагов, а иные просто разбивают шатер возле зимнего бурдея и там проводят лето. Внутри жилого бурдея теснота неизяснимая: кроме домашней посуды, земледельческих орудий и необходимого хлама, здесь и коза с козлятами, и теленок, иногда и поросенок. Присоединив сюда полдюжины детей и вообразив крик их, смешанный с разноголосицею животных, можно представить себе внутренность цыганского жилья во время бодрствования его обитателей! На вопрос, почему цыган не строить жилья более удобного, наподобие, напр., молдавской «касы», он отвечает: «Зачем? Лишь бы был хлеб, да до хлеба, а каса — пустое дело». 

   В настоящее время цыган в Бессарабии до 20 тысяч душ. Кочующие цыганские таборы встречаются все реже, а в них только и сохраняются типичные черты этого странного племени. Большинство же цыган осело как в городах, так и в селах, приноровившись более или менее к окружающему населению и обстановке быта. Главное занятие кочевых цыган все-таки кузнечное ремесло (в Кишиневе даже одна из улиц новой части города, где они осели, называется Кузнечной), коновальство и музыка. Но, в большинстве, они смешались с местным населением и переняли от него многое как в одежде так и в образе жизни и ведении хозяйства, сохранив, впрочем, и характерные свои особенности (непоседливость). 

   

   (Заимствовано, с небольшими изменениями, из ставшего библиографическою редкостью в высшей степени ценного труда А. Защука «Бессарабская область». Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Спб. 1862 г.).

No comments:

Post a Comment