Sunday 2 September 2012

Казачья одежда от императоров


Агафонов, О. Шапки из черных смушков: Казачья одежда от императоров /О. Агафонов //Родина. – 2011. - № 7. – С. 25-26.

Павел I оставил заметный след в развитии казачества. С его именем связано рождение лейб-гвардии Казачьего полка и установление первой форменной казачьей одежды, которая существовала не только на бумаге, но и в жизни. Первоначально она была установлена в 1796 году для казаков лейб-гвардейцев и состояла из меховой шапки, кафтана, полукафтана, плаща, кушака, шаровар и сапог. При ее создании учитывали обычаи, привычки и традиции казачества, но также отдали дань немецкой моде. Это нашло во введении галстуков и перчаток с крагами, меховой шапки со шлыком – свисающим набок верхом, наподобие головного убора прусских гусар. Сходство с гусарами усиливалось расшивкой офицерской формы двойными серебряными шнурами в шесть рядов и украшениями на шапках. Но в отличие от гусар лейб-казаки носили не обтягивающие штаны (чакчиры) в сапоги, а свободные шаровары с небольшим напуском на сапоги. Эта форма одежды не вызвала отторжения у придворных донских казаков, и с наступлением XIX века возникла идея распространить одежду такого покроя на все служилое донское казачество. Как известно, решения по вопросам униформы принимались непосредственно императорами.
Документ, устанавливающий новую форменную одежду, датирован 18 августа 1801 года и подписан генерал-адъютантом графомЛивеном. В нем отмечается: «Государь император указать соизволил, чтоб Донского войска козаки (когда изношены будут нынешние их мундиры) в домах своих имели следующую одежду. Чикмень или кафтан темно-синий с выпушкою на воротнике и общлагах, равно и вкладку по шароварам сукна красного, и дозволяется носить шаровары в сапоги. Шапки из черных смушков вышиною в 5-ть вершков, с красным верхом обыкновенной формы…» У истоков одной и той же казачьей форменной одежды стояли два российских императора, отец и сын, - Павел I и Александр I.
Новой «домашней» форменной одежде  была  уготована  долгая жизнь. Во-первых, она оказалась тёплой и удобной и соединила в себекафтан и полукафтан, органично дополнявшийся свободными шароварами с высоким верхом. Во-вторых, эта форменная одежда была овеянаславой в сражениях Отечественной войны 1812 года и стала символом доблести и мужества. В разные годы она дополнялась петлицами,погонами, эполетами и другими знаками различия, неуклонно превращаясь в строевую униформу.

В-третьих, она последовательно, с некоторыми изменениями, распространялась на все степовые войска. Признанный повсюду длинныйчекмень со стоячим воротником и застёжкой на крючки с удовольствием носился даже в начале XX века.

При Николае I чекмень стал не только повседневной, но и парадно-выходной одеждой. В парадном исполнении он стал немного короче (длина полы 18 см). К традиционной папахе добавилась фуражка — без козырька у нижних чинов и с козырьком у офицеров. Закрепляются цвета чекменей по войскам, в основном — тёмно-синие, у оренбургских казаков — тёмно-зелёные; регламентируются погоны у нижних чинов.
При Александре II к строгости и функциональности казачьего костюма добавилась ещё и красота. У степовых казаков в качестве головного убора вводятся невысокие папахи. Всписке обязательных вещей появляются офицерский шарф — общий всем войскам для парадных форм и кушак из шёлковой цветной материи — для всех прочих форм. Вводятсяофицерские галунные погоны с просветами (у генералов с зигзагообразным узором).

На основе чекменя в 1867 году разработали типовой парадный мундир степовых казачьих войск, с закруглённым воротником, обшлагами с мыском (с 1875-го — прямыми), отрезной юбкой, имевшей сзади шесть продольных складок. При этом вводится в официальное употребление термин «лампас», взамен прежней выкладки.

Такие же по покрою мундиры гвардейских казаков (алый, голубой и малиновый) с двойными белыми петлицами на воротнике и обшлагах в 1867 году украсили восемьюрядами петель из шнуров, с застёжкой на костыльки, жёлтого цвета у лейб-казаков, белого у атаманцев (с 1878-го — жёлтых) и уральцев. Длинные петли с обоих концов завивалисьтремя кольцами: одно в середине, продолжая петлю, и два по бокам. К цветным мундирам полагались тёмно-синие шаровары с двурядным лампасом приборного цвета.

Следует отметить, что при Александре II были окончательно установлены цвета мундирного и прикладного сукна: Донскому казачьему войску присваивались соответственнотёмно-синий и алый, Уральскому — тёмно-синий и малиновый, Астраханскому — тёмно-синий и жёлтый, Сибирскому — тёмно-зелёный и красный, Семиреченскому —тёмно-зелёный и малиновый, Оренбургскому — тёмно-зелёный и светло-синий, Забайкальскому и Амурскому — тёмно-зелёный и жёлтый.

Александр III провёл эксперимент с казачьей форменной одеждой, не затрагивавшийгвардию. На гвардейских мундирах только стало меньше украшений, отменили шнуры.Чекмень был оставлен в употреблении, но в казачьих степовых войсках вместо короткогомундира установили длинный мундир-татарку, папахи стали повыше и имели сужениекверху.


Николай II вернул степовым казакам их прежний традиционный вид. Начало преобразованиям было положено при проектировании форменного костюма новогочетырёхсотенного лейб-гвардии Сводно-казачьего полка. В 1907 году для его чиновустановили следующую форму одежды: папахи чёрные и фуражки с верхами цвета парадныходнобортных мундиров на крючках, которые, в свою очередь, шились из сукна прикладного цвета, присвоенного войскам (малинового, красного, голубого и жёлтого), с белым кантом наворотниках и обшлагах и эполетами на плечах; повседневные мундиры (с погонами) былитёмно-синего цвета, такими же, как и шаровары. В 1909 году провели полноепереобмундирование всех степовых войск в  параднуюформу мирного времени, которая  повторяла существовавшую при Александре П. Казачьипапахи сохранили прежний покрой и размеры. Фуражки были двух типов — зимние(цветные суконные, с 1910-го у нижних чинов без козырька) и летние (защитные скозырьком). Мундир со стоячим закруглённым воротником и пришивными обшлагами мыском; на них — серебристые петлицы у офицеров и белевые у казаков. Для всех чиноввводились серо-синие    (носились   тёмно-синие)   шаровары с лампасами прикладного цвета, которые заправлялись в чёрные сапоги.

После  крушения  Российской  империи и в последующие годы императорскую казачью форму сделали символом контрреволюции. Однако синие шаровары с краснымилампасами и чёрные папахи с алым верхом продолжали носить «красные» казаки, а как официальные предметы форменной одежды — личный состав 1-го Конного корпусаЧервонного казачества. В апреле 1936-го казачью парадную форму дореволюционного образца возвратили вновь образованным донским казачьим частям. При этом мундир накрючках был назван казакином, сзади он имел не шесть, а восемь продольных складок. На воротнике-стойке нашивались кавалерийские петлицы с обозначением звания. На рукавахкомандного состава на 2,5 см выше мыска нашивались знаки различия. Шаровары лампасами имели покрой общеармейских брюк. В качестве головных уборов устанавливалисьтрадиционные чёрная папаха и цветная фуражка с красной звездой. После ликвидации казачьих частей эта форма стала достоянием музеев и шкафов.
В конце XX века возрождающееся качество символично оделось в чекмени, дореволюционные парадные мундиры и шаровары с лампасами, вернуло в современную жизнь«дедовские» цветные фуражки, папахи и многое другое. Эти традиционные предметы одежды были закреплены с небольшими изменениями в качестве официальной форменной одежды в Указе Президента РФ № 447 г 24 апреля 1998 года. Через 11 с небольшим лет новым Указом Президента РФ № 171 от 9 февраля 2010 года многовековая форменная одеждаполностью восстановлена в качестве особо парадной.
Итак, совсем скоро дорогим казачьему сердцу чекменям, мундирам, папахам, фуражкам и неизменным шароварам с лампасами исполнится 210 лет. Срок достаточный дляпроверки временем новаций Павла Петровича и Александра Павловича.

No comments:

Post a Comment