Saturday 14 February 2015

O Дунайском казачьем войске

В 1844 г. было издано положение о Дунайском казачьем войске, на которое возлагались обязанности по несению кордонной стражи и караулов на островах Лета, Чемала, Георгиевский и по левому берегу Дуная, а также полицейская служба в Одессе, Аккермане, Херсоне и Херсонском уезде. Для внешней службы войско обязывалось выставить два конных полка. Начальство над войском, под главным ведением Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, было вверено формировавшему полки офицеру регулярных войск. Этот войсковой начальник и состоявшая при нем канцелярия заведывали военно-полицейской и хозяйственной частью войска. Местное управление войска составляли наказной атаман, войсковое правление, комиссия военного суда и станичные правления. Полицейское и хозяйственное правление станиц входило в компетенцию станичных старшин.

В связи с потерей Россией (по условиям Парижского трактата) контроля над устьем Дуная, войско было передислоцировано и с 1856 г. до упразднения в 1868 г. носило название Новороссийского. Количество населенных пунктов на войсковых землях несколько сократилось – теперь казаки селились в 5 станицах и 150 хуторах – преимущественно в приграничной зоне. Войсковое правление переместилось из Волонтеровки в Николаевку-Новороссийскую (Байрамча).

По состоянию на 1856 г. в войсковых станицах и хуторах проживало 11825 человек (6392 казака и 5433 казачки), что составляло 1,3% от общего населения Бессарабской области, составлявшего 889829 человек. На 1 января 1858 г. число лиц казачьего сословия в области возросло до 12218 человек, а в следующем году составило уже 12487.

Как и для всей области, для казачьих станиц было характерно превышение уровня рождаемости над смертностью: в 1857 г. в войсковых селениях родилось 815 младенцев, а умер 231 человек. Это был самый позитивный показатель среди всех уездов, городов и колоний Бессарабии, свидетельствовавший, конечно же, не столько о качестве медицинского обслуживания (врачей на область с миллионным населением было аж 33), сколько о здоровом быте казаков. 

Практически все население казачьих станиц было православным (за исключением 9 римо-католиков и 2 протестантов-лютеран), но это вовсе не означало мононационального характера новороссийского казачества. Российская дореволюционная статистика придавала большее значение не национальной принадлежности, а вероисповеданию (что, впрочем, никак не мешало ни магометанам, ни калмыкам-буддистам числиться казаками).

В качестве примера полиэтничности Новороссийского казачьего войска прекрасной иллюстрацией служат такие строки: «…В войсковом сословии Новороссийских казаков Цыгане поселены в хуторах: Каире – 506 душ мужского и 488 женского пола, и Фараоновке – 729 мужского и 593 женского пола; из них молодые, весьма способны к казачьей службе и исправны, но возвращаясь домой, на льготу, превращаются в ленивых и беспечных Цыган…».Оставив на совести автора рассуждения о негативных особенностях цыганского менталитета, обратим внимание на другое: каждый пятый новороссийский казак был цыганом.
По состоянию на 1 января 1856 г. в Дунайском казачьем войске состояло 2811 казаков (штатная численность была несколько большей – 2858 чинов). Известно, что 420 из призванных на действительную службу были этническими цыганами.

За доблесть, проявленную дунайскими казаками в Крымскую войну 1853-1856 гг., обоим казачьим полкам 15 сентября 1855 г.были Высочайше жалованы знамена (полотнища – синего цвета).

По-видимому, расположенность вблизи рек и моря повлияла и на цветовую гамму казачьих мундиров - основным цветом был синий, элементы отделки – голубого сукна.

No comments:

Post a Comment