Saturday, 30 November 2013

В степь донецкую из-за Дуная шли казаки...(RUS)

В степь донецкую из-за Дуная шли казаки...


Анатолій Герасимчук | 14.11.2007 19:29

История поселка в Донецкой области, основанного казаками – выходцами из Задунайской Сечи

В степь донецкую из-за Дуная шли казаки...
Интересна история донецкого края. Мы здесь постоянно сталкиваемся с фактом непризнания, или, точнее, политики замалчивания на государственном уровне истинных страниц истории поселков и городов Донецкой области. Вот в таком интересном государстве мы жили и продолжаем жить – все делаем под указку, везде ходим строем. Солдатским строем мы шагали, взрывая и уничтожая церкви и исторические памятники при Сталине. Инакомыслящих загоняли в Гулаги и Соловки. Потом все дружно сеяли везде кукурузу. Потом дружно застаивались. Потом также дружным строем набрасывались на виноградники в 1985 году – чтобы побыстрее отрапортовать наверх о достижениях в борьбе с алкоголизмом. И стать в длинную очередь за водкой – тоже стройными рядами.

И историю мы творили только такую, которая бы не вызывала вопросов. Стройную и прямолинейную историю. Историю одного народа и единой советской нации.

А ведь в прошлом нашем столько интересного! Посмотрите только на названия городов и сел, посмотрите на фамилии соседей, друзей, знакомых – и разве не хочется узнать, откуда и почему в Донецкой области санскритский Клебан-бык, почему гунны до сих остались в фамилиях, а сарматы и половцы – в каменных изваяниях? Почему и откуда здесь названия сел Урзуф и Византия, Македоновка и Мангуш? И откуда названия сел Су¬дорман и Шинталь? Почему курганы названы казацкими именами? А имена эти почему тождественны названиям и понятиям опять-таки в древнеиндийских Ведах?

Сегодня мы поговорим об истории поселка Володарское. Основанном казаками – выходцами из Задунайской Сечи, но названном именем революционера Моисея Гольдштейна – уроженца Волынской губернии. Который детство провел в Западной Украине, а большую часть сознательной жизни – в Америке. И никогда не имел отношения к территории Донецкой области.


Рассказывает Николай Куценко, краевед:

- Очень прошу вас, помогите мне, – молил в телефонной трубке голос, – может быть, вы знаете происхождение названия нашего поселка или какие-то легенды о нем. Такое задание мы получили в школе. И я прямо в отчаянии. В энциклопедии об этом сказано мало и ¬невнятно.

Что ответить школьнику, который хочет докопаться до корней, до своих истоков? Что сказать этому парнишке? Что у нас было украдено прошлое? То, что название свое поселок получил от имени Володарского, который совсем не Володарский, а Моисей Гольдштейн, социалист-перебежчик? К нашему краю он никакого отношения не имел, а тем более к нашему поселку. Но революции, большевикам он прислужился крепко. После его смерти развернулась кампания по увековечиванию его памяти. Докатилась она и до нашего края – местные Советы переименовали много улиц в улицы Володарского, а в 1924 году на карте области появился райцентр Володарское.

Так была поставлена последняя точка над нашим прошлым – его украли окончательно. Все делалось для того, чтобы стереть из памяти народа правду о нашем славном прошлом, о козаччине, о подвигах отважных казацких рыцарей – поборников правды и свободы. Чтобы мы не знали своего роду-племени, отказались от своих корней, чтобы совсем забыли, что основателем нашего поселка были казаки выходцы из-за Дуная – задунайцы во главе с последним кошевым Осипом Михайловичем Гладким.

Кто же такой Осип (Йосип) Гладкий?

Из скудных сведений известно, что он выходец из бедной казацкой семьи. Родился в 1789 году в селе Мельники Полтавской губернии. Жил тем, что зарабатывал у богатых казаков. Но этого заработка не хватало на проживание. Поэтому молодой, полный сил и здоровья казак вместе с другими такими же бедными селянами ушел в Одессу.

Общаясь с купцами, он выучил несколько языков – турецкий, болгарский, греческий и другие, что очень пригодилось ему в дальнейшей жизни.

Посоветовавшись с друзьями по несчастью, Гладкий решил вместе с ними податься за Дунай – туда, где жили запорожские казаки, ушедшие из Запорожской Сечи после разгрома ее царицей Екатериной в 1775 году.

Но за "приют" на землях, находящихся в подчинении Турции, запорожцы за Дунаем расплачивались службой султану – "невірному собаці" – как пелось в одной из казацких песен. Султан требовал, чтобы казаки принимали участие в походах против болгар, сербов, греков и других народов, которые боролись за свое национальное освобождение.

Вот в такие обстоятельства и попал Йосип Гладкий со своими побратимами. Умный и наблюдательный от природы, Йосип быстро почувствовал душевные муки людей, оторванных от родной земли. Отчаяние и тоску казаков воспринял как свою собственную боль. И поэтому он настойчиво искал пути возвращения на родину. Задунайцы быстро оценили талант организатора, стратега и дипломата во вновь прибывшем казаке. Особенно им по душе было то, что Йосип выступал в роли тлумача (переводчика), хорошо владея многими языками. И это не раз избавляло их от неприятностей и спасало от опасностей. Поэтому казаки избирают Гладкого сначала атаманом Платнировского куреня, а в 1824 году – атаманом Задунайской Сечи.

Проживая на чужбине, казаки занимались преимущественно рыболовлей в плавнях Дуная, торговали рыбой. Половину выручки они вынуждены были отдавать турецким богачам за пользование неводами, плавнями, лодками.

Борьба против порабощенных народов, жестокая социальная несправедливость, тоска по родному краю вызывали все большее неудовольствие казаков. Чашу терпения переполнило известие о том, что Турция готовится к войне против России. Гладкому удалось склонить основную массу казаков к возвращению на Украину, пообещав им всепрощение. На такое обещание он получил согласие градоначальника Измаила генерала Сергея Тучкова.

Рыболовецкая флотилия, на своих лодках быстро и незаметно переплыв Георгиевское гирло (устье), добралась до Килийского рукава и высадилась в Измаиле.

Казаки помогли русским солдатам добраться через непроходимые камышовые заросли именно туда, где их меньше всего ожидали турки. Когда русская армия появилась в тылу неприступной, как считали турки, крепости Исакчи, удивленные и напуганные турки бросились бежать. Крепость была взята без боя и без потерь. Это случилось 27 мая 1828 года. В этот же день из запорожцев был сформирован пеший Дунайский казачий полк. Командиром был назначен кошевой атаман Йосип Гладкий. За смелую и изобретательную операцию при взятии крепости Исакчи царское правительство наградило атамана орденом Святого Георгия четвертой степени и присвоили ему звание полковника. Награды получили и казацкие старшины.

Отдавая должное мужеству и отваге казацкого войска, помощь которого в значительной степени помогла успеху в овладении горлом (устьем) Дуная, царское правительство разрешило задунайцам поселиться на северо-западном побережье Азовского моря. Наказным атаманом был назначен полковник Йосип Гладкий.

Возвращение в Приазовье

На побережье Азовского моря казакам было выделено 74 тысячи десятин земли. С осени 1831 года казаки начали обживать новые места, строить землянки, обзаводиться хозяйством. А на берегу р. Калец вырос большой хутор, названный казаками именем своего любимого кошевого атамана Гладким. Задунайцы были благодарны своему атаману за то, что вырвал их из "бусурманської неволі", привів їх "на ясні зорі, на тихі води, у край веселий, де мир хрещений".

Таких хуторов появилось много между речками Кальмиус и Бердой, между Мариуполем и Бердянском. Казаки несли сторожевую службу на побережье моря, занимались хлебопашеством, а затем торговлей. Столицей казацкого войска Йосип Гладкий сделал "Петров Посад" (ныне село Новоспасовка), где было его поместье.

Историк Соколовский писал, что несмотря на перемену названия, одежды и даже места проживания, дух славного Запорожья, казацкой отваги, вольности, дух Сулимы, Павлика, Сирко и других казацких героев не угасал в их сердцах. И всегда азовцы были готовы с честью и славой драться за родную землю, за свою Отчизну. Вскоре и доказали это в 1854-1857 годах в крымско-турецкой войне.

Во времена крепостничества талантливый атаман Азовского казацкого войска – умелый дипломат и хозяин – не только ни одного казака не отдал в крепостные, но и других обездоленных брал под защиту. Он создал на Приазовской земле своеобразную казацкую республику, феномен которой до сих пор не изучен и по настоящему не оценен.

Можно лишь удивляться мудрости и величию духа нашего славного предка Йосипа Михайловича Гладкого, его единомышленников и последователей, которые сумели в условиях крепостнического строя, через войны и обструкции сберечь почти все поселения в Кальмиуской паланке, почти вплоть до двадцатого столетия. Их усилиями были сохранены культура и традиции, а главное – чувство духовной свободы и независимости.

В 1852 году Й.М.Гладкий подал в отставку. В 1853 году 63-летнему наказному атаману Азовского казацкого войска был присвоен чин генерал-майора и назначена солидная пенсия.

В 1855 году на хуторе Гладком была построена церковь. Хутором в Украине называли любое поселение, если в нем не было церкви. Если церковь построена, то это уже село. Хутор Гладкий стал селом Никольским в честь Свято-Никольского храма.

Через некоторое время отставной генерал оставляет свое поместье в станице Петровской (Новоспасовка) и переезжает жить на хуторок вблизи Александровска (Запорожья). Не долго прожил он там, умер от холеры на 77 году жизни.

Похоронен последний кошевой Задунайской Сечи в Запорожье. На могиле отважного и мудрого вожака поставлена гранитная плита с такой надписью: "Могила останнього кошового отамана Запорізьких козаків Йосипа Михайловича Гладкого, під проводом якого козаки, що жили за Дунаєм, здійснили в 1828 р. своє давнє прагнення повернутися на батьківщину та надали значну допомогу російському війську у війні 1828-1829 рр. з Туреччиною. Помер в Олександрівську (Запоріжжя) 1789-1866".

Из личных вещей Й.М. Гладкого сохранилась только сабля с дорогой инкрустацией. И хотя эту саблю подарил турецкий султан, когда Гладкий был кошевым Сечи за Дунаем, но это не помешало ему повернуть ее против турок, перейдя на сторону русского войска. Ныне сабля хранится в Днепропетровском государственном историческом музее.

По сведениям академика Д.И.Яворницкого Й.М. Гладкий не любил рассказывать о своем прошлом, умалчивал свои военные подвиги, был человеком скромным, а потому очень мало оставил у живых свидетелей воспоминаний о своей военной жизни.

Подвиг атамана послужил украинскому композитору С.Гулаку-Артемовскому темой для создания прекрасной лирико-комической оперы "Запорожец за Дунаем". Бродячие лирики-кобзари долго еще после смерти атамана пели песни о нем, прославляя и благодаря его за то, что вывел на родную землю казаков-задунайцев.

История казаччины является летописью жизни наших предков, их идеалов, образцов жертовности.

Об этом я и поведал своему юному ¬другу.

Об этом я писал не раз на страницах районной газеты "Заря Приазовья", на страницах областных газет "Радянська Донеччина", "Донеччина", "Світ¬лиця".

До черствых сердец чиновников очень долго пытался достучаться сотрудник районной газеты "Заря Приазовья" В.Г. Редько, требуя если не вернуть историческое название нашему поселку, то хотя бы отметить его именины. Идею своего коллеги Редько в дальнейшем пришлось лелеять автору этих строк. И устно, и со страниц газеты взывал я к совести чинуш. В названии улиц нашего поселка можно встретить имена политических деятелей и писателей, которые тысячекратно дублируются во многих других населенных пунктах бывшей огромной советской империи. И нигде, подчеркиваю – нигде и намека нет, что мы наследники казаков, живем на казацкой земле, что мы продолжатели их дел и славы.

Все энциклопедии должным образом оценивают подвиг атамана Азовского казацкого войска. О его заслугах рассказывает академик Н.С. Грушевский в своей книге "Ілюстрована історія України".

А хутор Гладкий так и продолжает существовать под чужим именем. Доколе?

Краевед и патриот своего края Николай Куценко ждет ответа на свой вопрос...

А я же для полноты картины хочу добавить, что роль Йосипа Гладкого в истории Украины оценивается разными историками весьма неоднозначно. Наверное, так же неоднозначно, как и личность Богдана Хмельницкого или Ивана Мазепы. Или атамана Ивана Сирко.

Дело в том, что вместе с Гладким на сторону российских войск перешла меньшая часть задунайских казаков – а многие из оставшихся были в отместку вырезаны турками. На территорию бывшей Кальмиусской паланки казаки Гладкого, по некоторым сведениям, были поселены для контроля над греческими переселенцами, которые в то время поднимали бунты, пытаясь возвратиться в Крым. С другой стороны, части запорожцев Гладкий помог реализовать их стратегический замысел: возвращение на исконно запорожские земли. Земли Кальмиусской паланки, на которых казаки жили еще в 16 веке.

No comments:

Post a Comment