Friday, 11 October 2013

O казацком прошлом Одессы (RUS)

http://www.slovo.odessa.ua/975/2_1.html

Я вам расскажу... о казацком прошлом Одессы

В известном промышленном районе проложен необычный не только для Пересыпи, но и всего нашего города, экскурсионный маршрут
Мемориал в парке 
   Продолжение. Первая часть интервью с Татьяной Бельковой об истории знаменитого одесского района вышла в газете "Слово" № 4, от 2.02.2012 года. 
    
   - В парке "Лузановка" около станции "Сортировочная" установлен деревянный крест. Какому событию посвящен этот памятный знак? 
    
   - В 1691 году мимо этого места двигался большой турецкий караван с небывалым количеством золота и невольников. Турки шли медленно, в сторону Крыма. Неожиданно, будто из-под земли, появились казаки. Они вихрем налетели на обоз. Пока турки поняли, что происходит, многие из них уже были убиты. Остальные сдались в плен, поскольку просто оцепенели от страха и непонимания происходящего. В числе пленных оказался и главарь обоза - Осман Гирей. Интересно, что турков было раза в три больше, чем казаков, но ужас от стремительного казацкого навала сразу сломил их боевой дух. Атаманом бесшабашного казацкого отряда был Семен Гурко (более известный как Семен Палий или Чубатый). Освобожденные невольники, позже рассказывая об этом налете, утверждали, что казаки появились ниоткуда и исчезли в никуда. Плененного Османа Гирея Семен Палий подарил как сувенир гетману Ивану Мазепе. В память об этом событии, на месте битвы, и был установлен деревянный крест. 
   Гурко также известен в истории как руководитель восстаний крепостных в Украине в 1702-1704-м годах. Петр I хотел полного контроля над украинским народом, как это было в России. Вольное, плохо контролируемое казачество было центральной власти неудобно. Казаков стали вылавливать, брить чубы, делать их крепостными. Для свободолюбивого человека хуже не придумаешь. И конечно люди стали восставать. Сожгли много помещичьих усадеб. Семен Гурко был несколько раз тяжело ранен, но умер своей смертью в Саврани. 
   Ликвидация казацких свобод центральной властью была одной из причин союза казаков с Карлом XII. После Полтавской битвы 1709 года Петр I не на шутку разъярился: полетели казацкие головы, как "гарбузы", в разные стороны. Казаки бежали на юг, где рука, на то время еще царя всея Руси, не так жестко чувствовалась. Стали селиться рядом со своими. Так разрасталась Черноморская слободка, поселения около Жеваховой горы, на Шкодовой горе. 
    
   - Загадочная Жевахова гора - все слышали название, некоторые - где она находится и мало кто знает, почему так называется. Как давно ее обжили? 
    
   - В III-IV-м веке до нашей эры на Жеваховой горе было греческое поселение. Историки разошлись во мнениях, как оно называлось. Одни говорят Джинестра, другие - Истра. Около поселения был торгово-морской порт - Куяльник в те времена был судоходным. Правда, уже тогда суда, стоящие на якоре сутки, заиливались. Если кто-то прозевал, то выдернуть якорь из воды было практически невозможно. В начале XX века Куяльник стал уже лиманом. 
   Казаки использовали Жевахову гору, как обзорный пункт. Оттуда и увидел Семен Гурко караван, о котором шла речь выше. Чуть дальше - Шкодова гора, на которой находится современное селение Усатово. Здесь были жилые помещения казаков. До сегодняшних дней в Усатово сохранилось старое казацкое кладбище. Казаки в Усатово назывались Сотниковским кошем. 
   Свое название гора получила после окончания русско-турецких войн в конце XVIII века. Был в российской армии некий Иван Жевахов. Личность довольно заурядная, любил выпить. Во время войны получил мелкий дворянский титул, а затем пай земли на Жеваховой горе, как плату за участие в баталиях. Но какой же это участок? Одни болота. Жевахов очень быстро разорился и продал, построенное было в том районе имение. Позже он пропал из виду, возможно, спился. Дома под Жеваховой горой стали появляться с началом развития промышленности. Крестьяне перебирались в город, устраивались работать на заводы и селились недалеко от работы. 
    
   - Казаки были настоящим стихийным бедствием для турецких обозов. Почему турки так их боялись? 
    
   - Сила казаков и страх перед ними возникли из-за их мобильности. Вот турки едут, нигде никого нет, все спокойно. И вдруг - невероятный натиск казаков. В рукопашном бою казакам не было равных, потому что большую часть дня и жизни в целом они занимались совершенствованием своей физической силы и боевого мастерства. Любая палка, любой камень в руках казака превращался в смертельное оружие. Кроме того, среди казаков было много так называемых характерников - людей, которые умели наводить на врага дурман. Например, была такая история. Большой отряд турок и татар преследовал в степи небольшой отряд казаков. Вроде как преследуемые перед носом, руку протяни и достанешь. Но чуть только стемнело - будто растворились в воздухе. Ходят турки, ездят в округе 10 километров - никого. Поле чистое, недалеко виднеется роща... Какая роща? - Пики вверх подняли, лошадям морды завязали - и все. Характерники могли внушить: вот роща и турки ничего кроме рощи и заподозрить не могли. Еще солнце не поднялось, а казаков уже и след простыл. 
    
   - Правда ли, что казаки занимались разбоем и нападали даже на своих? 
    
   - Нет. На своих не нападали. Села вокруг Одессы разрастались, превращаясь в кланы. Сохранялся родовой дух. Могли быть единичные случаи из-за семейной вражды: что-то там соседи не поделили между собой. Кто-то сделал гадость - и понеслось. Но сознательно, как это делали татары или турки - нет. Казаки нападали на турецкие и татарские поселения на Одесщине, на обозы, выгоняя басурман, как они их называли, из христианских земель. Поверьте, что добычи им хватало с лихвой, и у них не было ни цели, ни надобности грабить простых людей. Более того, в любом селении, какое не возьми, обязательно были родственники, друзья родственников, друзья друзей и так дальше. Поэтому версия, что казаки без причины грабили христианские поселения выглядит просто нелепо. Они были чрезвычайно религиозными и чтили традиции семьи, родства, как и все народы во времена Средневековья. 
    
   - Когда и почему появляются Черноморские казаки? 
    
   - После второго разгрома Сечи в 1775 году по приказу Екатерины II, казаки разбежались кто куда, в том числе и в Турцию. В те времена между Российской империей и Турцией то и дело вспыхивали войны. Императрица планировала захватить территорию Северного Причерноморья, чтоб обеспечить империи выход к торговым морским путям. Последние большие сражения между враждующими за территорию государствами прошли в 1787-1792 годах. Казаки, у которых был богатый опыт в битвах с турками, всегда были хорошим оружием в подобных войнах. Это понимал главнокомандующий армией на Северном Причерноморье Григорий Потемкин. Он и убедил императрицу вернуть казаков и сформировать из них головной отряд. Так в 1787 году Сидор Билый, Захарий Чепига и Антон Головатый сформировали вольные казачьи группы - конницу и пехоту. Общее же начальствование над казаками было поручено Потемкиным первому кошевому атаману возродившегося войска - Сидору Билому. Казакам отвели землю между Бугом и Днестром, где и до сих пор живут побужские казаки. 
   Потемкин не ошибся в своих расчетах: русская армия с энергичными налетчиками во главе стала быстро завоевывать турецкие крепости в Северном Причерноморье. 7 ноября 1788 года штурмом взяли остров Березань, 6 декабря пал Очаков, который целый год безуспешно осаждали имперские солдаты. В 1789 взяли Хаджибей. В 1790 году с участием Черноморских казаков под командованием Дерибаса были захвачены крепости Килия, Тульча, Исакча, Измаил. 

No comments:

Post a Comment