Sunday, 11 August 2013

Казак рождался воином (RUS)

"Казак рождался воином; с появлением на свет младенца, начиналась его военная школа: новорожденному, все родные и знакомые отца, приносили в дар на зубок: стрелу, патрон пороха, пулю, лук, ружье и т. п.; дареные вещи развешивались на стене той горницы, где лежала родильница с младенцем. Когда, по истечении сорока дней, мать взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась с ребенком домой, отец надевал на него как-нибудь саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращая сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы, отец и мать посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну воину о том, чтобы сын их был храбрым казаком. Первые слова, произносимые малюткою, были: чу и пу (чу выражает ехать верхом, а пу стрелять). Трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять лет бесстрашно скакали по улицам и участвовали в детских манёврах."

Из статьи "Общежитiе Донскихъ казаковъ въ XVII и XVIII столѣтиях" Василия Дмитриевича Сухорукова в альманахе "Руская старина" (1825 г.).














































Tuesday, 6 August 2013

Казачество Дона, Кубани и Терека в войнах России второй половины XIX - начала XX вв. (RUS)

Казачество Дона, Кубани  и Терека в войнах России
второй половины XIX - начала XX вв.


 Казаки Дона, Терека и Кубани в период Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг.

Несмотря на катастрофичный характер Крымской войны для России в целом, в ее период казачество продемонстрировало свою достаточно высокую боеспособность и боевой дух. Участие казаков ДонскогоЧерноморского и Терского войск в военных действиях позволяет судить о том, что они справлялись со всеми возложенными на них военным командованием задачами. Уровень боевой подготовки как конных полков, так и казачьей артиллерии оставался высоким. В кавалерийских сражениях, особенно на Кавказе, казаки практически неизменно одерживали победу. Не менее удачно действовали казаки и в пешем строю, в том числе при осаде вражеских крепостей и обороне собственных (Севастополь, Таганрог). Прославились в войну черноморские пластуны. Большую помощь в период средний оказывала русской армии конная казачья артиллерия.
Русское правительство по достоинству оценило мужество казаков, но понимало, что без преодоления военно-технической отсталости империи и изменения принципов комплектования армии отстаивать национальные интересы империи невозможно. Начатые после окончания Крымской кампании военные реформы затронули и казачьи войска. Было проведено перевооружение казаков, упорядочен порядок прохождения службы. Последующие войны с участием донцов, терцев и кубанцев неоднократно подтверждали, что казачество остается основой русской кавалерии и способно выполнять любые боевые задачи.

Донские казаки в Крымской войне

В войне участвовало 84 Донских казачьих полка и 14 конно-артиллерийских батарей. Основная их часть действовало на Дунае, в Крыму и на Кавказе: армейские полки № 1, 2, 4,7, 9-11, 20-23, 25, 28, 34-35, 38-40, 42,53, 55-57, 59-62, 65-68 и батареи № 2-4, 6-7, 9, резервная № 4 и конно-легкая резервная. В Финляндии находились полки № 63-64. Остальные полки были задействованы при обороне Балтике и находились внутри империи.

На Дунайском театре военных действий, несмотря на кратковременность кампании, донцы в первые месяцы войны зарекомендовали себя отличными воинами. Уже с 20 октября 1853 г. казаки 38 и 48 полков сражались у румынского села Ольтеницы, где  русский отряд ген. П.А.Данеберга пытался без подготовки атаковать укрепленные турецкие позиции. 21-23 октября они вновь участвовали в сражении с укрепившимися в районе Ольтенницы войсками Омер-паши. Позже казаки дважды отражали турецкое наступление в районе Калафата (на границе Валахии, Сербии и Болгарии) и 25 декабря в кровопролитном бою у деревни Четати вместе с другими русскими частями (Тобольским пехотным полком и одесскими егерями) разгромили турецкую конницу, уничтожив заодно 4 неприятельских орудия. Форсировав Дунай, казаки приняли участие в осаде Силистрии, во время которой 20 февраля 1854 г. русские войска сражались с  6-тысячным турецким отрядом. Донские казаки помогли рассеять египетскую пехоту.
На Крымском театре, где русская армия терпела поражения, донцы также отлично зарекомендовали себя. 8 сентября  1854 г., в первом кровопролитном сражении русских и союзных войск на р. Альме, казаки отражали атаку французских войск. После отступления армии генерал-адъютанта А.С.Меньшикова донцы 67 полка полковника Маркова участовали в обороне Севастополя. Донские артиллеристы 2-4 батарей отлично себя проявили в ходе сражений  под Балаклавой, где они нанесли большой урон английской кавалерии, и Инкерманом.

Кроме Крыма, донцам пришлось оборонять и Азовское побережье. В ее обороне участвовала, кроме конных и артиллерийских частей, также и Азовская флотилия. Начиная с 22 мая 1855 г. англо-французская эскадра безуспешно обстреливала Таганрог. Казаки 68 полка участвовали в отражении неприятельского десанта. Бомбардировки  Таганрога продолжались до осени, но так и не принесли успеха.

Наибольшие успехи русская армия имела на Кавказе. Именно здесь и отличились донские полки. 

14 ноября 1853 г. донцы и терцы в составе отряда генерала от кавалерии И.М. Андроннникова разгромили у крепости Ахалцихе 18-тыс. турецкий отряд под командованием Али-паши, захватив
5 знамен и 11 орудий. В битве 19 ноября 1853 г. при Башкадыкляре была разгромлена троекратно превосходившая русские силы войска Ахмед-паши, взяты 24 орудия. В этом сражении, помимо конных полков, отличилась конно-артиллерийская батарея № 7. На р. Чолоке 4 июня 1854 г. донской полк № 11 Харитонова участвовала в разгроме 12-тыс. турецкого отряда, где русские захватили всю неприятельскую артиллерию и 36 знамен. Через две недели, 17 июля, донцы 23-го Хрещатицкого в составе Эриванского отряда бар. К.К.Врангеля отличились на Чингильских высотах под Баязетом, в сражении против пятикратно превосходящего противника (были захвачены 4 орудия и 23 знамени).  Позже, в период наступления на Карс, донцы вновь отличились в упорнейшем сражении при Кюрюк-Даре (24 июля 1854 г.), в ходе которого турки были полностью разбиты, захвачено 15 орудий, 26 знамен и 2 тыс. пленных. Под руководством известнейшего донского генерал-майора Я.П.Бакланова, командовавшего иррегулярной кавалерией, донцы приняли участие в осаде крепости Карс, взятой 16 ноября 1854 г. 

В ходе Восточной войны и по ее окончании донские казаки получили следующие награды: 

3  полковых Георгиевских замени (полки № 11 «За отличие в сражении против турок
4 июня 1854 года за рекою Чолоком», № 23 «За отличие в сражении против турок
17 июля 1854 года на Чигильских высотах», №20 «За отличные подвиги при Кюрюк-Дара
24 июля 1854 года») батареи № 7 была награждена серебряные трубы за битву на Башкадыклярских высотах, а также вместе с батарей № 6 – знаки отличия на головные уборы за всю кампанию.
26 августа 1856 г. всему войску было пожаловано новое Георгиевское знамя с надписью «За храбрость и примерную службу в войну против французов, англичан и турок в 1853, 1854, 1855 и 1856 годах».

Участие в Крымской войне Черноморского и Терского казачьих войск

Казачье терское войскоЧерноморское казачье войско вступило в Крымскую войну в стадии реорганизации. Войсковой комплект был определен уже в ходе боевых действий и включал 12 конных полков, 9 пеших (пластунских) батальонов, 3 конно-артиллерийские батареи, Кавказский Сводный иррегулярный полк и  Лейб-Гвардии Черноморский казачий дивизион. Черноморцам одновременно приходилось участвовать в боевых действиях и отражать нападения горцев, поскольку Кавказская война еще не завершилась.

В основном на черноморские полки возлагалась задача обороны Азовского побережья. Кроме того, они приняли участие в сражениях на Крымском театре. 13 октября 1854 г. у Балаклавы черноморцы атаковали неприятельские редуты и в сражении с французской кавалерией полностью уничтожили вражеский эскадрон. Пластунские батальоны под командованием полковников Головинского и Беднягина приняли участие в обороне Севастополя  и отражали штурмы союзных войск. 29 ноября 1855 г. черноморцы захватили три неприятельские мортиры. 14 сентября 1855 г. правительство пожаловала черноморским пластунам 2-го и 8-го пешего батальонов два Георгиевских батальонных знамени «За примерное отличие при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов».

Активное участие в войне приняли и терские казаки в составе Кавказского линейного войска. В ходе войны также происходило спешное формирование новых частей с участием терцев. Были сформированы
  • Сборный казачий полк и Сборные Линейные полки № 1-2,
  • Резервная конно-артиллерийская батарея,
  • Лейб-Гвардии Кавказский линейный казачий эскадрон С.Е.И.В.  Конвоя и др.
Свыше 1 тыс. линейных казаков под командованием полковника Камкова и Елисеева отличились на Кавказе. 14 ноября 1853 г. вместе с другими полками они участвовали в сражении у крепости Ахалцих и разгромили 18-тыс. турецкий отряд Али-паши, захватив 11 орудий и 5 знамен. Вместе с донцами линейцы сражались при Башкадыкляре  (19 ноября 1853 г.) и у селения Курюк-Дара (24 июля 1855 г.). 30 августа 1855 г. у местечка Пеняк казаки атаковали турецкую кавалерию и полностью рассеяли противника, захватив 1 орудие. 26 августа 1856 г. Кавказское линейное казачье войско получило войсковое Георгиевское знамя; знаки отличия получил также целый ряд сотен различных полков, входивших в борные полки № 1-2.

По случаю войны также формировались временные иррегулярные части из горцев (Конно-Мусульманские полки № 1-4, Горско-Кавказская, Осетинская милиции и т.д.), которые после подписания Парижского мира были расформированы. 

Перевооружение казачьих войск

Казачество, хотя и являлось иррегулярной конницей, по своему характеру и вооружению мало чем отличалось от регулярной кавалерии и составляло 2/3 всей русской кавалерии (все 11 казачьих войск). Происходило постепенное перевооружение казачьих частей.

С 1909 г. казаки, как и вся русская армия, получили защитное обмундирование. Первоначально оно включало  однобортный защитный мундир и серо-зеленую гимнастерку (цвета шанжан), которые с 1912 г. были заменены защитной рубахой-косовороткой. Шаровары у казаков оставались серо-синего цвета. Головным убором являлась фуражка. Офицерское обмундирование мало чем отличалось от формы нижних чинов.

После Крымской войны казаки стали перевооружаться нарезным оружием – в основном 4-линейной винтовкой системы Бердана № 2, а офицеры – 6-зарядными револьверами системы Смита-Вессона
( № 1 и № 3). Холодное оружие кавказских казаков оставалось прежним, а степовые войска получили усовершенствованные шашки образца 1881 г. (казачьи и офицерские) и пики конструкции генерал-майора Хрещатицкого.

В начале XX в. последовало новое переоснащение казачьих войск. Вооружение казаков включало: шашку, кавалерийскую винтовку (казачья модификация), пику. Кроме того,  казаки кавказских войск имели на вооружении кинжал, а офицеры всех войск – револьвер. Казачья шашка рядового состава была двух основных модификаций: степовая (которой и были вооружены донские казаки) и кавказская. Шашка степовых войск образца 1904 г. имела слегка искривленный длиной 750 мм и шириной 35 мм, заточенный обоюдоостро (верхняя часть затачивалась только близ острия), а также эфес-рукоять (общая длина шашки около 920 мм). Гарды шашка не имела. Кавказская шашка образца 1909 г. отличалась от степной тем, что имела немного более короткую костяную рукоять, которая по самую головку пряталась в ножны; общая длина 750 мм. Кавказский кинжал образца 1904 г. имел обоюдоострый клинок копьевидной формы длиной 550 мм. Казачья пика образца 1901 г. состояло из трубчатого древка и трехгранного наконечника закаленной стали, который крепился к древку винтами. В длину пика достигала 2,8 м и весила 2,4 кг. На вооружении казаков находилась винтовка системы Мосина («трехлинейка») образца 1891-1910 гг. Винтовка 1910 г. отличалась новой прицельной рамкой конструкции Коновалова.

Офицерская шашка образца 1910 г. практически не отличалась от казачьей: она имела клинок шириной 30 мм и длиной 780 мм (с эфесом – 950 мм). На ней имелся императорский вензель. С 1896 г. вахмистры, фельдфебели и офицеры получили на вооружение семизарядный револьвер системы Нагана калибра 7,62 мм. Им же вооружались и казаки-конвоиры. Солдатский и унтер-офицерский револьвер образца 1896 г. был  одинарного действия, а у офицеров – двойного действия (самовзводный).

С началом  Первой мировой войны в казачьих частях стали создаваться пулеметные команды. Они получили на вооружение пулеметы систем Максима и Гочкиса различных модификаций, обладавшие высокой скорострельностью (250-300 выстрелов в минуту) и дальностью стрельбы (до 2 000 м).

http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/XIXend-XX/Voiny_krym.htm

Перевооружение казачьих войск (RUS)

Казачество, хотя и являлось иррегулярной конницей, по своему характеру и вооружению мало чем отличалось от регулярной кавалерии и составляло 2/3 всей русской кавалерии (все 11 казачьих войск). Происходило постепенное перевооружение казачьих частей.


С 1909 г. казаки, как и вся русская армия, получили защитное обмундирование. Первоначально оно включало  однобортный защитный мундир и серо-зеленую гимнастерку (цвета шанжан), которые с 1912 г. были заменены защитной рубахой-косовороткой. Шаровары у казаков оставались серо-синего цвета. Головным убором являлась фуражка. Офицерское обмундирование мало чем отличалось от формы нижних чинов.

После Крымской войны казаки стали перевооружаться нарезным оружием – в основном 4-линейной винтовкой системы Бердана № 2, а офицеры – 6-зарядными револьверами системы Смита-Вессона
( № 1 и № 3). Холодное оружие кавказских казаков оставалось прежним, а степовые войска получили усовершенствованные шашки образца 1881 г. (казачьи и офицерские) и пики конструкции генерал-майора Хрещатицкого.

В начале XX в. последовало новое переоснащение казачьих войск. Вооружение казаков включало: шашку, кавалерийскую винтовку (казачья модификация), пику. Кроме того,  казаки кавказских войск имели на вооружении кинжал, а офицеры всех войск – револьвер. 

Казачья шашка рядового состава была двух основных модификаций: степовая (которой и были вооружены донские казаки) и кавказская. Шашка степовых войск образца 1904 г. имела слегка искривленный длиной 750 мм и шириной 35 мм, заточенный обоюдоостро (верхняя часть затачивалась только близ острия), а также эфес-рукоять (общая длина шашки около 920 мм). Гарды шашка не имела. Кавказская шашка образца 1909 г. отличалась от степной тем, что имела немного более короткую костяную рукоять, которая по самую головку пряталась в ножны; общая длина 750 мм. Кавказский кинжал образца 1904 г. имел обоюдоострый клинок копьевидной формы длиной 550 мм. 

Казачья пика образца 1901 г. состояло из трубчатого древка и трехгранного наконечника закаленной стали, который крепился к древку винтами. В длину пика достигала 2,8 м и весила 2,4 кг. На вооружении казаков находилась винтовка системы Мосина («трехлинейка») образца 1891-1910 гг. Винтовка 1910 г. отличалась новой прицельной рамкой конструкции Коновалова.

Офицерская шашка образца 1910 г. практически не отличалась от казачьей: она имела клинок шириной 30 мм и длиной 780 мм (с эфесом – 950 мм). На ней имелся императорский вензель. С 1896 г. вахмистры, фельдфебели и офицеры получили на вооружение семизарядный револьвер системы Нагана калибра 7,62 мм. Им же вооружались и казаки-конвоиры. Солдатский и унтер-офицерский револьвер образца 1896 г. был  одинарного действия, а у офицеров – двойного действия (самовзводный).

С началом  Первой мировой войны в казачьих частях стали создаваться пулеметные команды. Они получили на вооружение пулеметы систем Максима и Гочкиса различных модификаций, обладавшие высокой скорострельностью (250-300 выстрелов в минуту) и дальностью стрельбы (до 2 000 м).

http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/XIXend-XX/Voiny_krym.htm#Perevoruj